14.03.2012 • 12:24 841

Интеграция без равноправия, что футбол без Месси

Политические амбиции руководства Беларуси, плохая проработка нормативной правовой базы и неравноправие, закрепленное в учредительных документах Таможенного союза (ТС), могут стать рисками, несущими непосредственную и прямую угрозу единству интеграционного объединения. Белорусско-европейские отношения обострились в конце февраля, когда Евросоюз (ЕС) расширил санкции в отношении Беларуси, а Минск в ответ на это рекомендовал послам Польши и ЕС покинуть страну для консультаций. ЕС отозвал всех послов стран ЕС, аккредитованных в Беларуси для консультаций.

Ранее Россия и Казахстан вступились за Беларусь: правительства стран-членов ТС приняли совместное заявление с осуждением намерений ЕС ввести новые санкции. Как говорится в совместном заявлении, подобный шаг ударит по функционированию ТС и негативно отразится в первую очередь на простых гражданах.

Напомним, санкции против Беларуси были приняты в 2011 году на плановом заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел 27 стран в ответ на ужесточение со стороны официального Минска преследований оппозиции. 20 июня прошлого года ЕС расширил санкции, заморозив активы трех компаний, связанных с президентом Александром Лукашенко. Сейчас ЕС планирует ввести дополнительные санкции, которые будут рассматриваться 26 марта на Совете ЕС.

Что же касается плохой проработки нормативной правовой базы ТС, то стороны сильно торопились: политическая целесообразность оказалась важнее экономической составляющей.

Не менее опасной миной замедленного действия может оказаться вопрос равноправия внутри ТС. Согласно учредительным документам, 57% голосов внутри ТС имеет Россия, тогда как Казахстан и Беларусь – по 21,5%. Даже объединенная позиция Астаны и Минска не остановят Москву, если она захочет продавить в ТС выгодное для себя решение.

Казахстан и авантюры несовместимы

По сути, Казахстан рассматривает ТС как возможность расширить рынки сбыта своей продукции, зеленый коридор, обеспечивающий беспрепятственный транзит грузов по маршруту Китай – Европа. Сегодня власти формируют в республике международный транспортно-логистический хаб, который будет перетягивать грузы с морского транспорта на сухопутный.

Но осуществлению этих планов может помешать Беларусь, а точнее политические амбиции ее президента Александра Лукашенко. Правда, пока санкции ЕС против Минска носят визовый характер, Казахстан может спать спокойно.

Вообще же история санкций ЕС в отношении Беларуси не может не впечатлять. Так, к числу уже отмененных можно отнести санкции с июля 1998 года по февраль 1999 года и с ноября 2002 года по апрель 2003 года в отношении Лукашенко и высокопоставленных чиновников. Санкции же, принятые с декабря 2004 года, апреля 2006-го, января 2011-го в отношении высокопоставленных чиновников, продолжают действовать.

На фоне таких проблем поначалу позицию России сложно было понять. В конце февраля премьер РФ Владимир Путин подчеркнул, что они (санкции) никак не коснутся интеграционных процессов. Но уже в первой декаде марта Министерство иностранных дел (МИД) России выступило с заявлением, что санкции ЕС угрожают экономической безопасности ТС. «Введение санкций в отношении Беларуси может негативно повлиять на экономическое сотрудничество между субъектами хозяйствования на территории Таможенного союза/Единого экономического пространства, стать угрозой экономической безопасности наших государств и развитию интеграционных процессов на евразийском континенте», – говорится в комментарии МИД.

В дальнейшем к теме подключилась «тяжелая артиллерия». Сначала с совместным заявлением выступили президенты России и Беларуси, а потом, как известно, правительства стран-членов ТС.

Вопрос, почему Россия и Казахстан так рьяно выступили на стороне Беларуси, риторический. Во-первых, из чувства солидарности, во-вторых, угроза ТС на самом деле реальная. Пока ЕС, например, не заблокировал границы с Беларусью, ТС ясно дает понять, что в случае расширения санкций примет ответные меры.

Масла в огонь подлил сам белорусский президент Александр Лукашенко. Его жесткие высказывания во время вручения верительных грамот представителями иностранных дипломатических миссий в Минске очень отдают сообщениями ТАСС в советское время. Лукашенко заявил, что даже в том случае, если Беларусь останется в одиночестве, без России, Китая и других стран, все равно страна будет защищать своих граждан, независимость и суверенитет.

По мнению Богдана Безпалько, заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова, конфликт между Беларусью и ЕС спланирован с целью недопущения переизбрания Путина президентом РФ. «Много раз были подобные отзывы послов, черные списки, но почему-то такое мощное обострение произошло именно сейчас и именно по инициативе Польши, которая в одно время лоббировала интересы Беларуси. Польша – самый верный сателлит Соединенных Штатов в Восточной Европе. Все это связано с моментом, а не с сутью активности», – заметил Богдан Безпалько.

Казахстан во всей этой истории выглядит лишним звеном. Он никогда не шел на открытую конфронтацию ни с отдельными государствами, ни тем более с союзами. Нурсултан Назарбаев привык договариваться, и потому Казахстан имеет неплохие отношения со странами, с которыми та же Россия давно отношения испортила.

Кроме того, так как на президентских выборах в России победил Путин, а Запад своих целей не достиг, ситуация будет и далее накаляться. Торговая война между ТС и ЕС, в принципе, не за горами. Казахстану же не по своей воле втягиваться в подобные авантюры не с руки.

И в данной связи…

Другими факторами, способными развалить ТС, являются равноправие и плохая проработанность нормативной правовой базы.

Так, например, эксперт Совета ЕС по международным отношениям Ян Кобзов считает, что допустить к принятию решений всех членов (ТС), в том числе и самых маленьких, не вписывается в стиль политики премьера РФ Владимира Путина. «Так было практически с самого прихода Путина в политику. Ожидать, что что-то изменится после его возвращения в кресло президента, – чистая политическая наивность». По его словам, ни о каких демократических методах (внутри ТС) не могло бы быть и речи, все бы решали исключительно и только в Кремле.

Но есть и другой подход к теме, озвученный первым заместителем премьер-министра РК, членом Евразийской экономической комиссии Умирзаком Шукеевым в ноябре прошлого года в своем интервью российской газете «Коммерсант». «Нам следует четко понимать, что любая попытка доминирования какой-либо стороны (в ТС) сразу же резко остановит интеграцию. Ни одна из стран не пойдет в ЕЭП при отсутствии равных прав и возможностей», – заметил он.

В то же время вопрос плохой проработки нормативной правовой базы тоже угрожает ТС.

Таможенный кодекс, вступивший в силу 1 июля 2010 года, вызвал противоречивую реакцию в Казахстане. Сейчас уже очевидно, что ни таможни, ни бизнес всех трех стран не были готовы к кодексу технически. Времени для разработки нормативной правовой базы было явно недостаточно: если в ЕС эта база разрабатывалась около 20 лет, то в ТС данный процесс занял всего год. Результат – огромное количество всяческих нестыковок, бюрократических ляпов и волокиты, коррупционных лазеек и всевозможнейших злоупотреблений.

Хотя Казахстан кое-что уже получил от ТС: расширился с 16 до 180 млн человек рынок сбыта, а товарооборот с Россией и Беларусью растет. Но дело в том, что Казахстану, кроме сырья, такому количеству потенциальных потребителей предложить практически нечего. Поэтому обладающий, в отличие от России и Беларуси, гораздо менее развитой обрабатывающей промышленностью Казахстан вынужден повышать ввозные пошлины на большинство импортируемых товаров.

По мнению казахстанского экономиста Магбата Спанова, большинство казахстанцев вообще негативно относятся к участию РК в ТС, поскольку для рядовых граждан это образование ассоциируется только с удорожанием.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.03.2012 • 12:24 841

Loading...