USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.31$
+0.020
BTC
70884.20$
+1489.000

Бюджет прозрачен, но только наполовину

В Казахстане было проведено исследование степени открытости местных бюджетов. По заверениям его инициаторов, итогами заинтерес...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В Казахстане было проведено исследование степени открытости местных бюджетов. По заверениям его инициаторов, итогами заинтересовались на высоком уровне.

Идея создания индекса принадлежит организации «Международное бюджетное партнерство» (МБП). В 2010 году МБП выбрала 12 пилотных стран для разработки методологии оценки нового инструмента – Индекса открытости местных бюджетов, но Казахстан не вошел в эту группу. Однако данный проект был поддержан программой «Прозрачность государственных финансов» Фонда «Сорос-Казахстан» и реализован в сотрудничестве с экспертами в сфере бюджетного процесса, членами Национальной бюджетной сети при экспертной поддержке МБП.

Исследования были проведены по итогам 2011 года на территории 16 населенных пунктов РК. По итогам исследования выяснилось, что средний республиканский показатель открытости местных бюджетов составил 50 баллов из 100 возможных, что соответствует уровню «ниже среднего».

Индекс позволяет оценить степень прозрачности бюджетных процессов на местном уровне: области, района, а также уровень общественного участия в бюджетном процессе. «Формирование и распределение бюджета оказывает огромное влияние на каждого гражданина страны, особенно это касается уязвимых слоев населения, ведь они больше всего заинтересованы в получении государственных услуг. Эффективная бюджетная политика может стать инструментом для изменения в лучшую сторону жизни всех людей», – говорит Аида Айдаркулова, директор программ Фонда «Сорос-Казахстан». Она также отметила, что большинство граждан сейчас исключены из процесса принятия решений, которые оказывают влияние на распределение государственного бюджета. Инициаторы исследования считают, что активное участие в бюджетном процессе является одним из основных прав человека, так как государственный бюджет формируется за счет налогоплательщиков.

Открытость местных бюджетов оценивалась по трем направлениям. В первую очередь эксперты изучали процесс разработки проекта бюджета. Второе направление исследований касалось уровня открытости каждого этапа бюджетного процесса. На этом этапе исследования оценивалось, в какой степени общественность может участвовать в каждом этапе формирования бюджета, и могут ли граждане Казахстана иметь доступ к информации о каждом этапе. Максимально открытые бюджеты были отмечены в Атырауской и Кызылординской областях, которые получили по 63 балла. Местные бюджеты с минимальной степенью открытости были определены в Мангистауской и Западно-Казахстанской областях, набравших 37 и 32 балла соответственно.

Индекс открытости бюджета Алматы определялся на основе следующих параметров: открытость процесса разработки проекта бюджета – 51 балл, уровень открытости бюджетного процесса – 62 балла, открытость и доступность бюджетной информации – 59 баллов.

«На наш взгляд, внедрение данного индекса в Казахстане позволит существенно повысить уровень открытости местных бюджетов, а также будет способствовать большей подотчетности местных органов власти перед гражданами и правительством РК», – говорит г-жа Айдаркулова.

В рамках исследования были оценены сайты местных исполнительных и представительных органов власти. Самым прозрачным и открытым назван сайт Костанайской области. В списке прозрачности также интернет-ресурсы маслихатов Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей.

Как рассказала Шолпан Айтенова, эксперт общественного фонда «Центр экономических исследований оценки и мониторинга», результаты анализа отражают реальный уровень прозрачности акиматов. Согласно исследованию фонда, среди 16 сайтов акиматов на страницах 10 порталов не публикуются сведения об утвержденном бюджете. В 50% случаев на сайтах городских и областных маслихатов не публикуют решения депутатов по завершению заседания. У маслихата Актюбинской области вообще отсутствует интернет-ресурс, подчеркнула г-жа Айтенова.

Кроме того, вызывают вопрос работы сайтов маслихатов Южно-Казахстанской, Атырауской и Алматинской областей. Они присутствуют в интернете в качестве разделов при сайтах акиматов. Между тем, маслихаты не являются структурными подразделениями исполнительных органов власти и, по мнению экспертов, должны существовать как отдельный интернет-ресурс. Нарекания вызвала и работа сайта акимата Алматы, на котором не опубликован отчет об исполнении бюджета.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.