14.03.2012 • 11:04 3780

Ринат Шаяхметов: «Правильные люди на правильном месте»

Важной составляющей любой компании являются ее работники, а следовательно, и способность их правильно подобрать крайне необходима для успешной деятельности фирмы. Не понаслышке об этом знает Ринат Шаяхметов, один из пионеров HR- и PR-менеджмента в Казахстане. В течение 18 лет он руководил соответствующими службами в таких известных финансовых организациях, как Texakabank, АО ДБ Сбербанк России, БТА Москва и Метрокомбанк. В то же время с 1999 по 2009 годы г-н Шаяхметов являлся председателем HR-клуба банков Алматы, с 2006 по 2010 годы – членом Экспертного совета Евразийского HR-конгресса. В настоящее время он является советником председателя правления BANK RBK и преподает в КИМЭП на Executive MBA и Программе лидерства.

В интервью «Капитал.kz» г-н Шаяхметов рассказал обо всех тонкостях казахстанского HR-бизнеса.

– Что Вы вкладываете в понятие HR? Какова роль HR-менеджера в современных компаниях?

– Под словом HR у нас понимается и сама специальность, и специалист по управлению человеческими ресурсами, от английского слова Human Resources. Это очень востребованная, престижная и высокооплачиваемая работа. В крупном бизнесе развернуты современные HR-службы с полным «вооружением», в небольших компаниях обходятся услугами универсалов, совмещающих в себе все функции. Роль HR- менеджера зависит от собственников бизнеса, готовы ли они к этому, как ее понимают и как позиционируют. Бывает, что пытаются приладить колесо от машины к танку.

– Насколько правильный подбор персонала и его управление, на Ваш взгляд, являются важной составляющей бизнеса? Какие приоритеты дает грамотная расстановка персонала в фирме?

– Подбор персонала – это поиск через различные источники, но главным стал е-рекрутинг. Интернет облегчает задачу. Важнее отбор, селекция персонала. У компании должен быть четко сформирован образ идеального сотрудника. Так, в BANK RBK мы стараемся искать позитивных, неравнодушных профессионалов, любящих свое дело. У нашей HR-службы девиз: «Правильные люди на правильном месте». В грамотной расстановке кадров – успех бизнеса.

– Есть ли какие-либо особенности работы HR-специалистов в Казахстане?

– Главная особенность в том, что HR-специалистов нигде не готовят. Многие пришли на эту работу с различных отраслей, поэтому первое поколение эйчаров отличается бурным разнообразием – от учителя до военного.

Для повышения социальной значимости этой профессии предлагаю учредить 10 декабря День кадрового работника РК. В этот день в 1999 году был принят первый в истории нашей страны Закон о труде. Во многих странах мира есть такой праздник.

– А как обстоит дело в нашей стране с подготовкой HR-специалистов? Насколько уровень их подготовки соответствует реалиям рынка и времени?

– Пока в наших вузах нет такой специальности. Нет ее и в квалификационном справочнике. Некоторые вузы включает модули по управлению персоналом в свои магистерские программы (например, КИМЭП). На кадровое администрирование идут юристы, на обучение и развитие – психологи, у некоторых большой опыт работы заменяет профессиональное образование. Основной базой остаются повышение квалификации на краткосрочных курсах, тренингах и семинарах. Реалии рынка требуют серьезного отношения государства и бизнеса к подготовке кадров. Надо учесть и перманентную утечку специалистов в Россию. Это тихий, невидимый простым глазом процесс. Когда кризис закончится, мы это почувствуем.

– Очень часто мы привыкли слышать о том, что на работу у нас нанимают не за твои профессиональные навыки, а по знакомству. Это действительно так? Как с этим бороться, и нужно ли это делать?

– Мера всему – открытая, честная конкуренция. Если она есть, вы не сможете так поступать, потому что просто не выживите.

– Какими качествами, навыками, умениями, по Вашему мнению, должен обладать хороший HR-менеджер?

– Здесь, как шутил Джон Кеннеди, нужно обладать здоровьем атлета, трудолюбием крестьянина и самоотверженностью матери. Если серьезно, то в этой профессии важно сочетание личностных качеств, интуиции, профессиональных знаний, опыта, терпения и стрессоустойчивости. По эмоциональному выгоранию эйчары стоят на первом месте. Очень много составляющих в пазле под названием HR. Появилось понятие «эмоциональный интеллект» (EQ), когда вы знаете свои положительные и отрицательные эмоции и можете ими управлять. Очень трудно.

– Что надо знать при прохождении HR-интервью? Каких правил Вы бы посоветовали придерживаться каждому кандидату?

– Рекрутинг – это победа надежды над опытом. Нас тоже можно обмануть, как и детектор лжи. Правда, ненадолго, поэтому честность – лучшая политика. Оденьтесь чисто и аккуратно, слушайте внимательно, думайте быстро, говорите медленно. Будьте самими собой. Помните, собеседование – не экзамен, а взаимная продажа. HR-менеджер тоже продает компанию вам, если он, конечно, настоящий эйчар.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.03.2012 • 11:04 3780

Loading...