Или кто поплатится за убытки «КазМунайГаза»
Как известно, начало 2012 года для отечественной авиации было ознаменовано нехваткой авиатоплива. Тогда игроки рынка жаловались на дефицит топлива и просили помощи в разрешении сложившейся ситуации от государства. Позицию правительства в этом отношении на прошлой неделе высказал министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев, выступая в ходе правительственного часа в мажилисе.
С одной стороны, г-н Мынбаев объяснил причину роста цен на внутренние авиарейсы, как и следовало ожидать, нехваткой авиатоплива. С другой стороны, министр уточнил, что Россия периодически сокращает вывоз авиатоплива, в том числе и в Казахстан.
«В те периоды, когда у нас есть возможность завозить авиатопливо из РФ, замечу, что эксплуатационного права ввозить это топливо ни у кого нет. Все авиакомпании имеют право завозить это топливо. Когда есть административные ограничения на вывоз авиатоплива из России, мы эти 20% ввозим из других стран. Однако авиакомпании не хотят закупать топливо по такой высокой цене», – цитирует Сауата Мынбаева официальный сайт Министерства нефти и газа РК. Более того, министр подчеркнул, что в связи с высокой стоимостью ввозимого топлива «КазМунайГаз» не может реализовать уже ввезенное сырье. Так, по оценке министра, компания в этом году завезла 20 тыс. тонн в убыток себе.
Также г-н Мынбаев пояснил: «Если мы хотим определить цены на авиатопливо, то мы должны решить, кто должен нести убытки». Но, по его словам, сейчас «введение в перечень предельных цен на авиатопливо не предусмотрено».
Вместе с не очень радужными перспективами по цене на авиатопливо г-н Мынбаев обнадежил, что Казахстан должен сам себя обеспечивать авиатопливом на 100% после того, как будет завершена модернизация трех казахстанских НПЗ.
Отметим, что значение цен на авиатопливо крайне важно для современных авиакомпаний. Так, по словам Питера Фостера, президента АО Air Astana, в 2012 году дефицит для компании составит 55 тыс. тонн авиатоплива, его придется восполнять за счет поставок из России. «Безусловно, данное обстоятельство негативно скажется на стабильности компании», – подчеркнул президент АО Air Astana. В прошлом же году, по данным компании, цена на авиатопливо повысилась на 130% в сравнении с 2010 годом.
Прошлая неделя была не самой удачной для мирового авиарынка. Так, сразу три международных авиаперевозчика объявили о своем банкротстве. В конце января о своем банкротстве и прекращении деятельности сообщили авиакомпании Spanair и Czech Connect Airlines. А уже в начале февраля венгерская национальная авиакомпания Malev прекратила свое существование. При этом одной из основных причин данных банкротств стали как раз высокие цены на топливо.
От такого разворачивания ситуации не застрахованы и казахстанские компании. Ведь, как отмечает Владимир Куропатенко, генеральный директор самолетостроительной компании «AeroKZ», дефицит авиатоплива в Казахстане может привести к банкротству отечественных авиакомпаний.
«В условиях роста цен на нефть на мировом рынке государству необходимо регулировать стоимость авиакеросина наравне с бензином марки АИ-92. В противном случае авиакомпании, которые продают билеты за 1,5-2 месяца до срока вылета, будут работать себе в убыток, – заявляет г-н Куропатенко. – Причина в том, что на момент вылета по приобретенному ранее билету топливо будет стоить значительно дороже, нежели в день его покупки. И эта разница в цене на авиакеросин ударит по кошельку авиакомпаний».
Кроме этого, по мнению г-на Куропатенко, дефицит авиатоплива обусловлен несогласованными действиями нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов. В частности, перебои в поставках и осуществлении закупок топлива происходят по причине остановок деятельности НПЗ на ремонт без предварительного предупреждения.