29.02.2012 • 11:57 946

Опасный выбор

Проблему автомобилей, ввезенных в Казахстан из Кыргызстана, все равно придется решать на уровне правительства. Причем выбор у премьер-министра крайне сложный: если строго следовать закону, то пострадают люди, если же пожалеть людей, то пострадает закон.

Все началось с того, что в середине февраля департамент таможенного контроля и дорожная полиция Алматы провели совместную операцию по проверке автомобилей с кыргызскими номерами. В результате акции под арестом на складах временного хранения (СВХ) оказались 19 машин.

Недовольные этим владельцы машин пытались провести митинг, но власти сумели их уговорить: вместо митинга они пришли на встречу во Дворец школьников с таможенниками и дорожными полицейскими.

Встреча завершилась полумерой. Замакима Алматы Серик Сейдуманов поручил таможне и дорожной полиции не трогать машины с кыргызскими номерами в период с 20 по 24 февраля включительно. За это время таможенники должны были на своем сайте разместить необходимые пояснения, получить разъяснения с таможенного поста «Кордай», через который прошли авто.

Но 24 февраля случилось то, что и должно было случиться. В СМИ просочилась информация о том, что «Кордай» подтвердил легальность только шести машин из девятнадцати. Остальные, судя по всему, ввезены в Казахстан нелегально.

Если смотреть на общее количество ввезенных из Кыргызстана машин (а это десятки тысяч единиц), то проблема выходит за рамки отдельно взятого населенного пункта. Она должна быть решена на уровне правительства. Между тем именно оно окажется в крайне затруднительном положении. Если следовать букве закона, то владельцы машин не вернут потраченные деньги, если пойти навстречу владельцам машин, то будет нарушен закон.

Дело – труба!

О том, что дело – труба, свидетельствуют очевидные факты. Все 19 автомашин, которые хранились на складах временного хранения, оказались оформленными на кыргызских граждан. Наши соотечественники ездили на них по генеральной доверенности. Предположить, что тысячи других подобных транспортных средств оформлены на граждан РК, довольно сложно.

А между тем алматинские таможенники говорят, что ездить в Казахстане по кыргызской доверенности нельзя. Все примитивно как пучок редиски: документ оформлен в Кыргызстане и легитимен на территории именно этой страны.

С другой стороны, так как «Кордай» фактически признал, что остальные 13 машин не въезжали в Казахстан через таможню, то они, можно допустить, находятся вне правового поля.

Однако начальник департамента таможенного контроля по Алматы Бауржан Ерназаров просит не торопиться с выводами. «Будут дополнительно направлены запросы в другие территориальные таможенные органы, и, соответственно, мы уже обязаны через комитет таможенного контроля направить запрос в таможенную службу Кыргызской Республики об установлении того, зарегистрированы ли данные автотранспортные средства на территории республики», – заявил он.

Правда, такая более скрупулезная проверка может закончиться плачевно. Если машины окажутся незарегистрированными на территории Кыргызстана, то граждане Казахстана, которые на них ездили, окажутся у разбитого корыта – авто арестуют и, скорее всего, за счет владельца (гражданина Кыргызстана) вывезут в страну, из которой они ввезены. А это может быть любая страна мира. Вопрос лишь в том, кто за депортацию машины заплатит, а это зависит от того, как между собой договаривались тот, кто на ней ездит, и тот, на имя кого машина зарегистрирована.

Впрочем, ситуация еще более усугублена некоторыми непонятными нюансами. Так, житель Алматы Николай Живаев (владелец автомобиля с кыргызскими номерами) считает, что во всем виноваты таможенники. «Когда мы проезжали казахстанско-кыргызскую границу, нам об этом (что такие машины ввозить нельзя) никто ничего не говорил», – заметил он.

В свою очередь таможенники ссылаются на то, что незнание законов не освобождает от ответственности. Значит, для госорганов факт въезда машины с иностранными номерами через таможню – еще один фактор, усугубляющий вину.

Нам бы день продержаться…

Если смотреть на вещи трезво, то наши сограждане, которые купили машину в Кыргызстане и ввезли ее в Казахстан, оказались заложниками непреодолимых обстоятельств. Они попали в страну именно тогда, когда перед властями стоит задача в рамках обязательств по Таможенному союзу почистить рынок от контрабанды. В любое другое время все было бы немного по-другому.

Для начала попробуем понять, почему граждане РК бросились покупать машины в Кыргызстане. Здесь, кстати, все более-менее понятно. Так как после принятия единого таможенного тарифа подержанные иномарки оказались слишком дорогими, потенциальные клиенты потянулись туда, где тариф не работал – в Кыргызстан.

К примеру, как утверждает г-н Живаев, в Кыргызстане он купил за $5 тыс. свежепригнанную «Тойоту», за которую в Алматы он отдал бы не менее $10 тыс. Это и стало главной причиной массового ввоза в Казахстан авто с кыргызскими номерами.

На фоне нежелания властей легализовать уже ввезенные в Казахстан машины перед теми, кто на них ездит, есть три варианта на выбор.

Первым вариантом уже воспользовался г-н Живаев, который поставил машину во двор, и не пользуется ею, пока все не утрясется. Под «пока все не утрясется» сейчас многие воспринимают то, что совсем скоро членом Таможенного союза (ТС) может стать Кыргызстан, и тогда казахстанские власти будут вынуждены легализовать машины с кыргызскими номерами. Но, во-первых, по словам таможенников, легализовать можно будет машины, ввезенные из этой страны сразу после вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Ранее ввезенные машины легализовывать не будут.

Правда, сам вопрос вступления Кыргызстана в ТС еще находится в стадии обсуждения, и когда это может произойти – никто не знает. Если же легализовать можно будет машины с момента вступления Кыргызстана в ТС, значит, владельцам авто придется выехать на машине в соседнюю страну, оформить покупку у гражданина Кыргызстана, на чье имя она оформлена. Тоже волокита, и еще неизвестно, на каких условиях это придется делать.

Второй вариант связан с продажей машины в Казахстане (хотя режим временного ввоза такое право не предоставляет), тем самым, еще раз нарушая казахстанское законодательство. Дорого продать не получится, так как и продавец, и покупатель знают, с каким товаром они имеют дело.

Третий вариант – это разобрать машину на запасные части и продать. Если это делать в Казахстане, то ни кузов, ни двигатель (где имеются идентификационные номера) продать не удастся. А это, по сути, большая часть стоимости машины. Впрочем, разобрать и продать по запчастям можно и в Кыргызстане, но только при условии, что машина там официально зарегистрирована. В противном случае авто продать не удастся.

Вместе с тем все три варианта сопряжены с нарушением закона, что однозначно плохо.

В идеале

Еще один владелец авто с кыргызскими номерами Ильдар Фаткулин выразил чаяния всех своих собратьев по несчастью. По его словам, они не хотят нарушать законы и желают остаться добропорядочными гражданами. Для чего, в частности, власти дали им разрешение на временный ввоз, или полную легализацию машин, чтобы, как он заметил, «платить, как и другие, налоги в казахстанский бюджет».

Что касается временного ввоза, то, как отметил начальник управления дорожной полиции ДВД Алматы Арман Сарбасов, больше года в таком статусе по казахстанским дорогам не поездишь. Впрочем, один раз в год пересекать границу, чтобы потом снова въехать на территорию Казахстана, вариант для многих более-менее приемлемый.

Другое дело, вопрос полной легализации машин, получение казахстанских госномеров и других сопутствующих документов. Для этого власти настаивают на уплате таможенной пошлины. Цена вопроса, а минимальная ставка пошлины составляет 30% от стоимости автомобиля, кроме того, размер пошлины зависит от года выпуска и объема двигателя машины, которая рассчитывается казахстанской таможней, может оказаться для многих неподъемной. То есть за авто с кыргызскими номерами наши сограждане в итоге могут заплатить больше, чем за аналогичное авто, приобретенное на алматинских рынках.

Чтобы не нервировать определенную часть общества, власти могли бы объявить временный мораторий по проблеме машин с кыргызскими номерами. Но…

Здесь и начинаются различные «но», связанные с нашими обязательствами в рамках Таможенного союза. В первую очередь, Россия не заинтересована в том, чтобы на казахстанской территории скапливались автомобили, ввезенные нелегально.

Они, полагают россияне, могут впоследствии хлынуть на территорию России. Сейчас сложилась такая ситуация, что Казахстан уже не может просить у России еще один льготный период для машин с кыргызскими номерами. Один раз, с июля 2010 по июль 2011 года, Россия на уступки по ввозу пошла. Теперь точно не пойдет.

Сегодня уже ясно, что проблема машин с кыргызскими номерами давно вышла за рамки одного отдельно взятого населенного пункта. Ею придется заниматься на уровне правительства. Причем премьер-министру будет довольно сложно принять соломоново решение. А больше всего напрягает то, что правительство оказалось в жестком цейтноте. Ему не удастся законсервировать ситуацию с машинами, как это было сделано с незаконным строительством в алматинском микрорайоне Шанырак. Это вопрос внутренний, и у правительства есть время, чтобы вернуться к нему позже.

Тогда как машины с кыргызскими номерами нужно убирать с казахстанских дорог уже сегодня.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

29.02.2012 • 11:57 946

Loading...