22.02.2012 • 10:50 911

Когда верхи соглашаются

Управленческие принципы бизнеса для образования

Ситуация в управлении высшим образованием показывает, что методы работы, которые сформировались у вузовских управленцев в прежних условиях хозяйствования, становятся недостаточными для реализации управленческих функций при вхождении в мировое образовательное пространство. Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, в 90% вузов должны быть внедрены принципы корпоративного управления, 100% руководителей организаций образования обязаны пройти повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента.

Сегодня корпоративное управление вузов создает условия для перехода на стратегическое управление. Это значит, что вопросы, которые являются важными для бизнеса, и которые до сих пор в большинстве университетов находились на втором плане, сейчас выходят на первый. В ходе этого процесса также должна повыситься капитализация частных вузов, а к государственным должно укрепиться доверие со стороны общества.

Президент Сингапурского института технологий Тан Чин Тьонг рассказал о том, как важно иметь в университете совет попечителей как часть корпоративного управления, причем независимо от того, государственный это вуз или частный. «Совет попечителей должен быть ответственным за стратегическое управление, которое, в свою очередь, должно быть структурировано от и до. Менеджмент не должен все брать на себя, он управляет вместе с советом попечителей».

 «Через советы попечителей, на мой взгляд, вузы становятся более прозрачными, подготовленными, повышается ответственность по всей вертикали управления. Такой современный инструмент управления нам нужен», – отметил президент-ректор Международной академии бизнеса (МАБ) Асылбек Кожахметов на прошедшем «круглом столе» «Управление современным университетом».

Цель корпоративного управления не только в повышении ответственности вуза в области управления по всей вертикали, но и в появлении более долгосрочного управления. От введения данной практики «выиграет и министерство образования и науки, ведь если повысится доверие к университетам, которые сейчас очень сильно критикуются, то это будет расцениваться как результат действий министерства», – убежден г-н Кожахметов.

Переход на международные стандарты подразумевает демократизацию системы образования, корпоративное управление и разделение ответственности между теми, кто руководит университетом. Традиционно, это ректор, даже деканы редко допускаются к непосредственным рычагам управления.

«Корпоративное управление – это когда руководство вузом идет снизу, а верхи соглашаются. Именно преподаватели и студенты являются главным ядром учебного процесса. Мы живем в быстро изменяющемся мире, и система образования должна идти в ногу со временем, а не следовать за ним, иначе мы не сможем воспитать конкурентоспособных в глобальном смысле специалистов», – отметила Хадиша Даирова, зампред исполнительного совета Назарбаев Университета.

Вопрос о создании советов уже обсуждался ранее. Так, 28 января состоялось первое заседание наблюдательного совета КазНУ имени аль-Фараби с участием министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова. Создание наблюдательных советов в вузах – это важная и необходимая мера на пути к формированию государственно-общественной системы управления образованием, рассказали «Капитал.kz» в пресс-службе КазНУ имени аль-Фараби.

Вместе с тем на конкурсной основе созданы наблюдательные советы ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, КазНАУ и КазНПУ имени Абая. Они обеспечат на разных уровнях управления образованием общественное участие, а также коллегиальность, самостоятельность в деятельности вузов. Г-н Жумагулов отметил, что «наблюдательный совет должен помогать деятельности вуза – способствовать наращиванию кадрового потенциала, содействовать в разработке документов развития университета, его более эффективному взаимодействию с центральными и местными органами власти, СМИ, организациями и предприятиями». «Я полагаю, – подчеркнул г-н Жумагулов, – что внедрение такого управления приведет к большей транспарентности и эффективности принимаемых решений, повышению качества работы вуза».

В компетенцию наблюдательных советов входит также предварительное утверждение годовой финансовой отчетности, принятие решений о распределении всех поступающих дополнительных финансовых средств вуза, включая спонсорскую и благотворительную помощь. Серьезные позиции у наблюдательных советов и в решении кадровых вопросов, поскольку они уполномочены согласовывать предложения по назначению ректора вуза и освобождению его от должности.

От того, насколько будет успешен опыт создания наблюдательных советов вузов, зависит будущее внедрения корпоративного управления во всей сфере образования. Реформы, проводимые в образовании, сформируют новую систему взаимодействия государства, общества и бизнеса.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

22.02.2012 • 10:50 911

Loading...