О незрелом яблоке и плохом бензине

21.02.2012 • 19:49 1002

О незрелом яблоке и плохом бензине

Только прозрачность рынка, его участников, равные возможности и современные мощности по производству бензина способны сделать его качество предсказуемым.

Как недавно сообщила начальник управления мониторинга и анализа комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Айгуль Касымова, пробы бензина марки АИ-92, взятые в ТОО «VR Мунай», показали, что вместо октанового числа 92 топливо соответствовало 82,4.

Напомним, в прошлом году управление наложило запрет на реализацию 367 партий нефтепродуктов без сертификатов соответствия, маркировки и не отвечающих требованиям техрегламентов на общую сумму свыше 427 млн тенге. В 2011 году было проведено 328 проверок предприятий, реализующих нефтепродукты, в 215 случаях были выявлены различные нарушения, в том числе – и по несоответствию октанового числа.

Между тем потребители страдают от плохого бензина, что явственно показали недавние холода. Из-за низкого октанового числа топлива оно плохо воспламенялось, и никакие фильтры не могли спасти форсунки или карбюратор от засорения. Если в ближайшие годы Казахстан не повысит качество производимого в стране бензина, то все проекты привлечения транснациональных транспортных компаний и попытки сделать республику международным хабом могут не осуществиться. Страну с плохим качеством бензина уважающие себя компании, как правило, объезжают стороной. Но не все так безрадостно.

Есть меры, которые позволят Казахстану улучшить ситуацию. Для чего, во-первых, необходимо разработать и запустить рыночные механизмы, отказаться от административных методов регулирования рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ), обеспечить его прозрачность и равные возможности для всех участников, во-вторых, решить проблему дефицита высокооктанового бензина в стране. В противном случае внутренний рынок будет постоянно лихорадить, а принимаемые в ответ на это меры административного характера по ограничению цен лишь усугубят ситуацию и дадут исключительно временный эффект.

Российский опыт неактуален

Время от времени мы берем на вооружение опыт, прошедший обкатку в России. Так, например, недавно вице-министр РФ Игорь Сечин поручил антимонопольному ведомству, Минэнерго и Минэкономразвития разработать механизм, ограничивающий рост стоимости бензина на оптовом рынке. Он предложил включать в договоры между нефтяными холдингами и независимыми продавцами бензина пункты о «предельном уровне надбавки к оптовой цене бензина».

Возможно, такой метод и мог бы оказаться полезным, однако это находится под большим вопросом. Хотя бы потому, что Казахстан некоторые меры административного характера активно применяет. В частности, на сегодняшний день правительство использует запрет на экспорт бензина и дизельного топлива и ограничение верхнего порога цены на бензин.

Напомним, с августа 2011 года в Казахстане установлены предельно-розничные цены для автозаправочных станций (АЗС) республики: АИ-92/93 – 106 тенге за литр, АИ-80 – 86 тенге за литр и дизтопливо – 90 тенге за литр.

Формально ограничение действует, однако его эффективность относительна. Если АЗС не могут повышать цены на топливо, то они снижают октановое число. О том, что такая практика имеет место, свидетельствуют итоги регулярных проверок АЗС со стороны контролирующих органов. Поэтому качество бензина падает, и прямая зависимость административных мер и снижения качества бензина очевидна.

А между тем рост цен на бензин продолжается и в России. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ за январь-декабрь 2011 года повысились на 13,8% в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. Понятно, что при такой динамике растут издержки оптовых и розничных продавцов.

С этим согласен и казахстанский эксперт Сергей Смирнов, считающий административные меры в большей степени популизмом, нежели продуманным элементом экономической политики.

О незрелом яблоке и некоторых возможностях

По мнению г-на Смирнова, в России и в Казахстане нет рынка ГСМ в его классическом понимании. «Есть некоторые элементы рынка и его внешние атрибуты», – заметил эксперт. Причем отсутствие рыночных механизмов регулирования очевидно. Цены на бензин на внутреннем рынке растут вне зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть. «Нефть в цене растет, цены на бензин в Казахстане тоже растут, нефть в цене падает, но рост цен на внутреннем рынке продолжается», – констатирует Сергей Смирнов.

Безусловно, непрозрачность рынка создает преференции для одних его участников и проблемы для других. «Рынок непрозрачен, поэтому сложно понять, кому какие активы принадлежат. Некоторые оптовые продавцы бензина могут спокойно отовариваться на любых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), другие вынуждены искать обходные пути. Отсюда и неравенство на рынке», – говорит г-н Смирнов.

Но даже в условиях незрелого рынка есть возможность влиять на ценообразование. Для чего необходимо решить главную проблему внутреннего рынка: дефицит высокооктанового бензина. А он довольно острый, и всегда был одним из главных стимуляторов бензиновой лихорадки.

Кстати, о высокой степени зависимости внутреннего рынка от импорта высокооктанового бензина свидетельствует следующий факт. В конце сентября 2011 года министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил журналистам о том, что Казахстан ввезет 50 тыс. тонн высокооктанового бензина из России для сдерживания инфляции в заданном коридоре. Эта зависимость рождает проблемы. Так, из-за недопоставок российской нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане возникла острая нехватка бензина. И такого рода случаев в 2011 году было множество.

Казахстану необходимо за счет собственных усилий решить проблему высокооктанового топлива. «Нужно ускорить модернизацию уже имеющихся нефтеперерабатывающих заводов (Шымкент, Атырау и Павлодар) или построить новый завод, который сможет обеспечить внутренний рынок высокооктановым бензином», – резюмирует Сергей Смирнов.

Если к тому времени запустить рыночные механизмы регулирования, отказаться от административных методов, создать условия для развития рынка, то качество топлива, несомненно, вырастет. В противном случае незрелый рынок будет очень схож с незрелым яблоком: сколько не жди, не упадет.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

21.02.2012 • 19:49 1002

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
О незрелом яблоке и плохом бензине
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика