14.02.2012 • 16:01 1100

Глобализация: необходимость или данность?

Окончание. Начало см. в «Капитал.kz» от 9 февраля 2012 года   Культурные аспекты глобализации     При рассмотрении возможных путей развития глобализации нельзя обойти стороной культурные аспекты данного процесса. При этом не следует забывать, что в основе культурных традиций народов лежит их исторический духовно-религиозный опыт, а идеологию можно рассматривать как одно из проявлений культуры. В связи с этим идейно-культурное содержание процесса глобализации представляется не менее значимым, чем  другие его составляющие. Известный американский социолог и политолог Самюэль Хантингтон в своем историко-философском трактате 90-х годов «Столкновение цивилизаций» отмечал, «что в мире после «холодной войны» культура и различные виды культурной идентификации определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта».   И, наверное, не случайно, что на данном этапе глобализации прослеживается тенденция, когда различные идеологии постепенно уступают место так называемой «массовой культуре», незаметно прививаемой мировой общественности через телевидение, газеты, журналы, радио, интернет, а также современные кинематограф, музыку и литературу в качестве универсального «идеологического учения».   В этой связи интересно мнение политического публициста, ученого-нейробиолога, кандидата биологических наук Сергея Строева, который небезосновательно считает, что «посредством совокупности СМИ и воспитательно-образовательных институтов идет формовка нового человека, сведенного к двум простым функциям: стремлению максимально зарабатывать и максимально потреблять.   Академическое предметное образование, формирующее целостную картину мира, заменяется на модульное, фрагментарное. Творческий процесс и формирование способности к самостоятельному мышлению заменяются банальной зубрежкой и дрессировкой, что отражается в замене полноценных экзаменов тестированием».   В качестве проверки обоснованности этого мнения попробуем оглянуться вокруг себя и задуматься, сколько нас окружает предметов действительно жизненно необходимых для нашего существования. К своему удивлению, можно обнаружить, что некоторые когда-то приобретенные вещи нами практически или вообще не используются. И объем продаж таких товаров-аксессуаров с каждым годом все увеличивается «благодаря» активному маркетингу и рекламе, а ведь на их производство и доставку до потребителя затрачиваются значительные объемы основных природных ресурсов, и это на фоне неутихающих разговоров ведущих экономистов об ограниченности мировых сырьевых запасов.   Почему же тогда практически не слышны в СМИ голоса тех, кто призывает опомниться и отказаться от «культуры» безудержного, а вернее бездумного потребления? Наверное, потому что подобная философия потребления приносит лицам, стоящим на вершине мировой финансовой пирамиды, гарантированную прибыль. И как следствие этого – в печатных и электронных СМИ все чаще можно обнаружить в прямом и косвенном виде пропаганду современной «культуры» безудержного потребления и безусловного приоритета материальных ценностей в шкале человеческих потребностей, адресованную по большей части молодому поколению потребителей.   В своем теперешнем виде всемирная культурная интеграция-унификация, основанная на культе потребления, обусловила наступление эры глобального вещизма.   В такой непростой ситуации многие умудренные многовековым историческим опытом государства, не отвергая новых общемировых культурно-идеологических веяний, все же обращают свой взор к собственному духовно-культурному наследию.   В данном случае примечателен подход руководства Китая к разрешению описанной ситуации. Не разрывая связи с недавним историческим прошлым, во многом неоднозначным, у правящей элиты хватило мудрости и терпения начать постепенную идеологическую корректировку общественного сознания. Для специалистов не секрет, что коммунистическая идеология маоизма планомерно заменяется в Поднебесной не буржуазно-капиталистической доктриной, как можно было бы предположить, учитывая значительные экономические успехи Китая, а исконно китайским духовно-культурным наследием – конфуцианством.   Судя по всему, руководство КНР не забывает слова отца «китайского экономического чуда» мудрого Ден Сяопина, который говорил, что нет никакого смысла ни в капитализме, ни в социализме, если это не ведет к эффективному развитию производственных сил и повышению жизненного уровня людей. Видимо идеология конфуцианства, доказавшая свою жизнеспособность на протяжении многовековой истории Китая, явилась тем культурным наследием, позволяющим поддерживать баланс социально-духовных ценностей и политико-экономических приоритетов в китайском обществе.   С точки зрения обозримой исторической ретроспективы, необходимо отметить следующее: если в экономическом аспекте глобализации прослеживается поступательное развитие, то мировая культурная интеграция происходит не столь динамично, имея на своем пути видимые периоды подъема и спада.   Сегодня можно прийти к выводу, что попытка «вестернизации» национальных культур не принесла ощутимых результатов для создателей данного проекта. Западное влияние на иные культуры в различных уголках мира, как правило, ограничивается на техническо-бытовом уровне и заключается в основном лишь в потреблении продукции известных мировых брендов и использовании достижений технического прогресса. При этом народы, не идентифицирующие себя с западной цивилизацией, остаются верны собственным историческим духовно-культурным ценностям – «вестернизация» не повлияла коренным образом на национальный менталитет и образ мышления абсолютного большинства их представителей.   И это, пожалуй, в ближайшей перспективе является главным «камнем преткновения» для реализации процесса глобализации в полном объеме. Возможно, перед «творцами» той глобализации, которую можно сегодня наблюдать, стоит нелегкая задача, как обойти этот «камень культурного преткновения», без чего нельзя достичь намеченных целей.   Но все же основная преграда для дальнейшего продвижения идеи глобализации заключается, видимо, не в отсутствии желания отдельных мировых наций отказаться от своей культурной самоидентификации. Просто в силу личных морально-нравственных ориентиров значительная часть мирового населения не может принять саму идею, под которой осуществляется развитие глобализации. И национальная либо расовая принадлежность здесь уже не имеют решающего значения.   По мнению этого многочисленного сообщества людей, глобализация, проводимая под идеей «золотого тельца», основной посыл которой можно сформулировать тремя словами «прибыль превыше всего», со временем обречена на провал, так как она предполагает решение глобальных экономическо-политических задач посредством поглощения и ассимиляции культур большинства народов мира. В то же время межкультурное взаимообъединение и слияние были бы значительно более понятны и востребованы в мировом сообществе, что немаловажно для консолидации общих усилий в условиях нарастающих глобальных экологических проблем.   Таким образом, глобализация в том виде, в котором она осуществляется сегодня, вызывает стойкое внутреннее неприятие у многих людей. Ведь основным отличием человека от представителей животного мира является его потребность в «духовной пище», которую все больше из духовно-культурного «рациона» человеческой цивилизации вытесняют суррогаты современной «массовой культуры», заполонившие СМИ. И эти «культурные суррогаты» в первую очередь ассоциируются у большей части думающих людей по всему миру с процессом культурной глобализации, а вернее сказать, глобальной культуризации по «определенному» образцу.    Если учесть, что владельцами крупнейших мировых СМИ, так же как и транснациональных корпораций, являются по сути одни и те же лица, наверное, стоит задуматься о возможном спланированном характере событий, которые происходят на планете. Подтверждением обоснованности такого умозаключения могут стать слова американского автора Джона Перкинса из автобиографического бестселлера «Исповедь экономического убийцы»: «Все не так, как кажется на первый взгляд. «Дженерал Электрик» владеет медиаконцерном «Эн-Би-Си», «Дисней», «Эй-Би-Си», «Виаком», «Си-Би-Эс», а «Си-Эн-Эн» входит в огромный конгломерат «АОЛ Тайм Уорнер». Большинство наших газет, журналов и издательств принадлежат гигантским международным корпорациям».   Древнегреческий философ Платон когда-то сказал, что миром правят идеи. Видимо древние не хуже нас разбирались в духовной подоплеке физических проявлений нашего мира. Они понимали и принимали как должное двойственность бытия, в основу которого положен баланс духовного и материального начал. Это значит, что материальная реализация процесса глобализации, заключающаяся в решении задач мировой экономическо-политической интеграции, должна быть обеспечена глобальным идейно-культурным содержанием соответствующего масштаба и качества.   Глобализация как исторически объективно сложившийся процесс подлежит правильному воплощению, так как именно это может дать шанс человеческой цивилизации в качестве единого целого выйти на более высокую ступень эволюционного развития во вселенской иерархии.   Как знать, возможно, из-за недопонимания истинного смысла всеобщего объединения нынешними «творцами» глобализации люди до сих пор не могут выбраться за пределы околоземной орбиты, несмотря на бурное научно-техническое развитие цивилизации, происходящее в геометрической прогрессии. Между тем, следует осознавать, что «опережение графика» всеобщего объединения путем форсирования данного процесса с использованием силовых методов может привести к обратному результату, то есть к саморазрушению человеческой цивилизации.   Ввиду истощения природных ресурсов нашей планеты человечество, как единая цивилизация, должно стремиться получить возможность в целях собственного выживания приступить к активному освоению космического пространства. Существуют и другие пути решения названной проблемы. Например, совершить научно-технические прорывы, которые позволят решить проблемы энергопотребления и обеспечения питанием населения в мировом масштабе.   Но более реальным выходом из теперешнего кризисного состояния мировой политико-экономической системы могла бы стать корректировка идейно-культурного содержания процесса глобализации. Какие первоочередные меры в этой связи следовало бы предпринять?   Во-первых, необходимо планомерно вести борьбу с практикой безудержного потребления путем формирования в общественном сознании культа умеренного потребления и здоровой жизни, который со временем должен стать нормой для всех слоев населения.   Во-вторых, следует направить мировые и национальные СМИ при участии воспитательно-образовательных институтов на воспитание у представителей различных национальных сообществ толерантности к другим культурам. Результатом данной деятельности должно стать отступление от предрассудков социальных, расовых, религиозных, политических и иных догматов, тормозящих развитие самосознания мирового общества как единого целого.   В-третьих, принимая во внимание значение финансово-экономического фактора в процессе глобализации, надлежит создать соответствующие морально-психологические установки для формирования в сознании участников финансового рынка приоритета реального сектора экономики над финансово-спекулятивным, то есть обеспечить более выгодные условия для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции.   В-четвертых, учитывая тот факт, что основной преградой для межкультурного взаимопонимания и слияния является языковой барьер, необходимо поручить ведущим ученым начать работу над созданием нового языка международного общения, который бы совмещал в себе лексические, семантические, этимологические, лингвистические особенности всех основных языковых групп, был понятен и прост в употреблении для представителей различных этносов. В этом случае в дальнейшем он был бы способен стать общепринятым мировым языком в самом широком понимании, чего не смогли добиться ни английский, ни арабский, ни испанский, ни искусственно созданный эсперанто, ни какие-либо другие языки мира.   Необходимость этой работы обусловлена тем, что язык является основой культурной самоидентификации людей. Следовательно, новый общемировой язык, одинаково принадлежащий разным культурам, мог бы явиться тем связующим звеном, которое объединило бы отдельные нации в единую человеческую цивилизацию с общей культурой.   Наглядным примером культурно-объединяющей силы языка может служить история зарождения Казахского ханства. В начале XIII века великий хан Монгольской империи Чингисхан поручил ближайшему советнику Майкы-би создать новый философский образный язык для территории улуса своего старшего сына Джучи. Постепенно со временем благодаря эффективному распространению правящей элитой созданного языка отдельные кочевые племена, говорившие до этого на разных наречиях, объединились в единую казахскую нацию на огромной территории, называемой сегодня Казахстан.   Углубляясь в исторические параллели, стоит задуматься над тем, что пришла пора переосмыслить сакральное значение библейского предания о вавилонской башне. Ведь из его изложения можно заключить, что все беды человечества начались после того, как оно перестало быть «одним народом, говорившим на одном языке». Это событие по смыслу предания послужило началом разделения мира человека по языковым, национальным, культурным признакам. Люди на долгие века перестали понимать друг друга.   Возможно, в будущем уровень научно-технического развития позволит создать общедоступные средства коммуникации, способные осуществлять мыслеобразную передачу информации в ходе непосредственного человеческого общения. Однако время на ожидание вряд ли остается.   Настало время изменить идею всеобщего объединения, так как старая идея доминирования финансово-экономических приоритетов при почти полном игнорировании идейно-культурного содержания глобализации себя изжила. Новая идея, дающая возможность бесконфликтного развития закономерного процесса глобализации, должна основываться на общечеловеческих ценностях, доступных пониманию и принятию всеми народами и слоями населения, а не отдельными социальными или национально-религиозными группами.   Такая идея должна сначала завоевать умы большинства, тем самым заложив в мировом общественном сознании фундамент для ее практической реализации. Этот идейный переход может занять немало времени, но информационно-технологические возможности цивилизации на сегодняшний день позволяют реализовать данный план. Дело лишь за доброй волей тех, кто этими возможностями обладает.   В завершение, возвращаясь к вопросу, вынесенному в заглавие, хотелось бы утвердительно на него ответить: глобализация как закономерный процесс объединения разрозненного мирового сообщества в единую человеческую цивилизацию – это необходимая данность. Все зависит лишь от правильного выбора способа реализации этой данности. Здесь ошибки недопустимы, потому что другого шанса может не быть.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.02.2012 • 16:01 1100

Loading...