08.02.2012 • 16:02 916

Бензиновая лихорадка

Топливные перебои в республике усугубятся, если государство не примет мер

Созданная в январе этого года Казахстанская топливная ассоциация готова «взяться» за решение проблем поставщиков топлива, которые после изменений в законодательстве все больше усугубляются. Об этом на пресс-конференции в Астане сообщил ее глава Болат Ауетаев.

Сейчас, как считают многие участники ассоциации (пока в нее успели войти только 16 компаний), происходит попросту выдавливание с рынка розничных продавцов топлива. Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы не только требуют предоплату партии топлива, но и затягивают поставки более чем на месяц.

Предприниматель Андрей Ерохин, присутствовавший на встрече, с таким положением дел категорически не согласен: «Пусть монополисты отгружают [топливо] розничному поставщику в течение 10 дней, а не 30, как сейчас. Иначе получается, что я, даже если все вперед оплатил, месяц должен ждать. Фактически, на полтора месяца, таким образом, «замораживаю» деньги. Дизтопливо мне до сих пор не отгрузили. Получается, мелкого предпринимателя у нас просто «загоняют».

Предельные розничные цены отечественным АЗС определяет государство. По данным Министерства нефти и газа РК, предельно-розничные цены на казахстанских заправках в январе 2012 года утверждены на следующем уровне: бензин АИ-92/93 ? 106 тенге за литр; бензин АИ-80 ? 86 тенге за литр; дизельное топливо ? 90 тенге за литр.

«Есть внутренние данные, что чиновники посчитали цену топлива по формуле, у них получилась цена АИ-92 125 тенге за литр. Но ее откинули и написали 106 тенге», – делится один из выступающих Нуржан Игебаев. Он считает, что формула верная и «работает», но представители министерств «не владеют ситуацией во многих вопросах». Он призывает участников ассоциации самим подготовить проект поправок и представить его тем, кто принимает решения во властных структурах.

Еще один представитель бизнес-среды, Ильшат Халит, заметил, что потребители топлива тоже пострадали от решений государства: «Мы делаем опрос потребителей, они готовы на цену и в 125 тенге за литр 92-го, лишь бы он был в продаже».

«Я по своей заправке сужу: с августа 2010 года дохода у меня практически ноль, и никого это не волнует», – возмущен Владимир Челаев из ТОО «Квадрат».

Владельцы небольших АЗС готовы даже прекратить работу (как прозвучало, «мы можем просто перестать торговать по одному городу»), чтобы привлечь внимание к своему бедственному положению.

В первую очередь для стабилизации ситуации на рынке ГСМ нужно снизить ценовую разницу на топливо между Казахстаном и Россией до 10%, сейчас она составляет 20-30%, говорит глава ассоциации Болат Ауетаев. Казахстан на 40% зависит от российского экспорта, добавляет он, а потому из-за низкой цены топлива, которую держит государство, продавать бензин россиянам Казахстану невыгодно.

Он добавил, что в республике также «существует большая проблема с нехваткой вагонов-цистерн для доставки нефтепродуктов по регионам», и пока она никак не решается.

Справка. Казахстанская топливная ассоциация была создана в январе 2012 года для «совместного решения операторами рынка вопросов бесперебойного обеспечения рынка ГСМ и эффективного сотрудничества с государственными органами», говорится в официальном сообщении ассоциации. На сегодняшний день ассоциация включает 16 операторов топливного рынка.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

08.02.2012 • 16:02 916

Loading...