08.02.2012 • 15:47 792

Нечто далекое и инопланетное…

Или каковы реалии внутреннего туризма в Казахстане?

Сегодня Средняя Азия становится все более привлекательной для иностранных туристов. «Страна номадов» – под таким брендом планируется представлять Казахстан за рубежом. Об этом деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Андреа Вентура, представитель национального агентства итальянских торгово-промышленных палат «Retecamere». «Казахстан – красивая страна, иностранцы осознают это. Такое представление складывается со слов туристов, которые здесь побывали», – считает итальянский эксперт.

В то же время правительство Казахстана должно сделать акцент на проведение активной рекламы за рубежом, уверен г-н Вентура. По мнению специалиста, нужно выделить «особые» направления, показав все богатство страны. «Что получило наибольшую рекламу вне страны? Это Астана и горнолыжный курорт Шымбулак! Эта реклама была распространена в странах Средней Азии и России, но не так широко на Западе», – отметил эксперт.

Доходы от туризма в Казахстане в январе-сентябре прошлого года выросли на 5,2% – до 82 млрд тенге, сообщил председатель госагентства по делам спорта и физической культуры Талгат Ермегияев. «Судя по итогам девяти месяцев, совокупный доход от туристской деятельности составил 82,3 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года это 78,2 млрд тенге, увеличение на 5,2%», – сказал г-н Ермегияев.

В нашей республике делается многое для того, чтобы заинтересовать иностранных туристов. Однако этих мер пока недостаточно. «Теоретически для привлечения любых, в том числе иностранных туристов, надо, во-первых, предлагать интересный, конкурентоспособный турпродукт, и, во-вторых, продвигать его, проще говоря, заниматься рекламой», – говорит Айгуль Исагулова, координатор Информационного ресурсного центра экотуризма (Казахстанская туристская ассоциация).

По оценке экспертов, с рекламой страны дело обстоит неплохо: снимаются качественные ролики, бывшее министерство туризма и спорта вместе с областными управлениями и немногочисленными турфирмами ежегодно участвовали во многих международных туристических выставках, в Берлине, Лондоне, Москве, Мадриде, Токио и Сеуле. Вместе с тем была создана интернет-платформа «Visit Kazakhstan», а также появилось туристическое представительство РК в Германии.

Однако в предложении конкурентоспособного турпродукта ситуация не очень хороша. Сегодня турпродукт Казахстана неразвитый, слишком дорогой, а к тому же продавцы ведут себя неправильно. «Мы не знаем наших клиентов и не знаем, что они хотят. С одной стороны, проведенный недавно опрос КТА среди европейских туристов и турфирм выявил, что самыми запрашиваемыми турпродуктами в Казахстане являются природный, экотуризм и культурно-исторический туризм, в том числе путешествия вдоль Великого шелкового пути, – отмечает Айгуль Исагулова. – А государство вкладывает деньги в развитие пляжного, горнолыжного и игорного туризма». Эти три вида не пользуются спросом со стороны иностранных туристов, но такая инфраструктура важна для развития внутреннего туризма.

Тот турпродукт, который предлагают некоторые фирмы, почти без исключения является очень дорогим. «На это мало кто соглашается, приехав из-за рубежа. А еще те немногочисленные турфирмы в стране, которые предлагают казахстанский турпродукт, находятся в очень жесткой конкуренции друг с другом. На самом деле их консолидация и сотрудничество могли бы быть намного плодотворнее для работы на внешних рынках», – комментирует эксперт.

К примеру, иностранный туроператор не любит согласовывать свои туры с множеством раздробленных субъектов. Для него важно иметь одного добросовестного партнера, который на месте решает все вопросы логистики и оплаты. Однако ни одна из турфирм в стране не в состоянии предлагать турпродукт по всему Казахстану. В этой связи приходится специализироваться по территориям и по видам туризма. Это значит, что только вместе турфирмы могут предлагать наиболее полный и комплексный турпродукт.

Приехав в страну, гостям из-за рубежа нелегко по нескольким причинам. Сначала они должны бегать за визой, потом обязаны пройти регистрацию. А если хотят посетить самые красивые горные места на востоке, им нужны погранпропуска, на дорогах полицейские произвольно их останавливают. Мало кто согласится приехать в такую «сложную» страну, говорят специалисты. «Итак, получается, с некоторыми исключениями, мы рекламируем то, чего на самом деле нет! А эту ошибку клиент не прощает. Или, образно говоря, «…ставим телегу впереди лошади». В этом вся беда нашей отрасли, но она преодолима», – уточняет г-жа Исагулова.

Что ждет туристов?

Среди отечественных туристов востребованы такие формы отдыха как природный, оздоровительный и пляжный, а также культурно-исторический и экотуризм, прежде всего, туры выходного дня. Как уже отмечалось выше, среди иностранцев популярны культурно-исторический и экотуризм. Сюда относятся также пешие и конные трекинги и «нишевые виды» туристического развлечения, такие как орнитологические, ботанические туры, туры по особо охраняемым природным территориям.

Стоимость туров в Казахстане разная, в зависимости от профиля тура, от величины группы и от степени комфорта. Например, тур будет стоить от 1500 до 2000 евро, если группа в размере 10 человек 2 недели едет по национальным паркам юга страны. Стоимость визы и международного перелета не включена.

С каждым годом набирает оборот бизнес-туризм в нашей стране. Это связано с ролью Казахстана как поставщика сырья на международные рынки, а также с иностранными инвестициями в нашу экономику. Например, число качественных гостиниц класса 5 звезд в стране удовлетворительное, довольно многие фирмы специализировались на обслуживании бизнесменов и VIP-туристов.

Итальянцы передают опыт

Г-н Вентура предлагает казахстанским турагентствам внимательно присмотреться к доступным механизмам ведения туристического бизнеса. Речь идет о том, как позиционировать Казахстан с выигрышной стороны за рубежом. Для этого нужно организовывать поездки туристов в места, где природа сохранилась в первозданном виде. Среди привлекательных мест специалист по туризму выделил горы Шеркала, горы Хан Тенгри, национальный парк Алтын-Эмель, национальный государственный заповедник Аксу-Жабаглы и другие. За подобные поездки и экскурсии иностранцы готовы заплатить большую сумму.

Вместе с тем г-н Вентура рекомендует сделать упор на традиционных элементах: юрте, ремеслах, обычаях, блюдах и многом другом. Например, итальянский эксперт советует поставить в юрту двуспальную кровать, шкаф, кресла, а также… современный сортир.

Надежда есть!

Послание президента Нурсултана Назарбаева народу позволяет испытывать оптимизм относительно будущего туристской отрасли. Однако по мере удаления от Астаны вопросы развития туристских услуг медленно заслоняются другими, более важными задачами. Особенно подчеркнута в послании роль регионов, для казахстанского туризма это важный аспект, потому что в нашей огромной стране только развитие инфраструктуры в каждой области может сформировать привлекательный для туриста общий образ страны. «К сожалению, в некоторых областях, озабоченных развитием только нефтегазового сектора, слово туризм звучит как нечто далекое и почти инопланетное. Для успешного экономического и социального развития любого региона, полагаю, это понятно всем, услуги являются важной составляющей», – рассказывает Айгуль Исагулова.

По прогнозам аналитиков, бизнес-туризм по-прежнему будет развиваться стабильно. На развитие «настоящего» туризма возлагаются определенные надежды, если удастся решить те вопросы, о которых прозвучало выше. «Культурно-исторические, природные ресурсы – это большой потенциал страны, если нам удастся превратить ресурсы в достопримечательности и превратить достопримечательности в хороший, конкурентоспособный турпродукт, тогда в будущем мы можем повысить число иностранных туристов с 40 тыс. в 2010 году до полумиллиона в будущем», – подчеркивает г-жа Исагулова.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

08.02.2012 • 15:47 792

Loading...