USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.39$
BTC
63746.30$
-360.900

Восток – дело тонкое, или «узбекский подход» в ведении бизнеса

Бизнес в Узбекистане: рейтинги и реальность Открыть свое дело в Узбекистане можно за две недели. Это на пять дней быстрее, ч...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Бизнес в Узбекистане: рейтинги и реальность

Открыть свое дело в Узбекистане можно за две недели. Это на пять дней быстрее, чем в Казахстане и почти вдвое быстрее, чем в России. Тем не менее, по оценке Всемирного банка (индекс легкости ведения бизнеса), Узбекистан занимает 166 место из 183 стран. Для сравнения: Россия – 120 место, Казахстан – 47 место. По отзывам граждан Узбекистана, вести бизнес в стране легче с… казахстанским паспортом – оттого многие стремятся получить гражданство Казахстана, чтобы спокойно работать в Узбекистане. Большие преференции получают и совместные предприятия. Более подробно рассмотреть ситуацию мы попросили экспертов.

Устойчивость компании в условиях экономики Узбекистана могут обеспечить два подхода к ведению бизнеса, рассказывает Шукурбек Мирзаджанов, бизнес-консультант и директор Центра инновационных идей Академии наук Узбекистана.

- Первый подход я называю «диверсификацией бизнеса по всей линии технологической цепочки производства продукта». Что это значит? К примеру, вы производитель кефира. Вам для производства нужны молоко, кисломолочные бактерии (закваски) и прочее. Обычно все это закупается у поставщиков. Но анализ опыта успешных отечественных компаний показал, что в нынешних условиях только автономия обеспечивает стабильные условия для производства. То есть при организации бизнеса необходимо учитывать возможность освоения непрофильных смежных направлений. В нашем примере, по хорошему, вам придется организовывать молочную ферму, рассматривать вопросы фуража и так далее.

Трудный для реального воплощения подход. Но в среднесрочной перспективе дает хорошие результаты. Большего успеха и стабильности на рынке Узбекистана добиваются компании, которые принято называть «группа компаний холдингового типа».

Второй подход – «монополия на отдельном рыночном отрезке». Это бизнес, сконцентрированный на очень малом, но самом ключевом участке рынка. К примеру, в последнее время в Узбекистане наблюдается повышенная активность на рынке производителей соков. Новые бренды, мощная реклама, серьезная конкуренция. Кто в обязательном выигрыше? С первого раза догадаться трудно. Это компания «Тетра-Пак», производитель картонной упаковки для соков. Ей не нужны особая реклама и прочий пафос. Но фактически монополизировав самый ключевой отсек, она спокойно, без суеты имеет «свои центы» с продажи каждого продукта, собирая ежегодно около 8-9 млрд евро по всему миру.

В Узбекистане, по мнению Шукурбека Мирзаджанова, капитал можно довольно быстро «сколотить» и при торгово-посреднических услугах, и на биржевых сделках, на программных продуктах. Для долгосрочных вложений перспективны отдельные секторы сельского хозяйства, например, садоводство, декоративное растениеводство, говорит консультант.

- Инвестируют у нас, прежде всего, в природные ресурсы, агрокультуры и сельское хозяйство, – рассказывает управляющий директор инвестиционной компании CSV Capital Partners Эрл Йен. – Инвесторы Китая пришли к тому, что необходимо делать упор на потребительский сектор. Кроме этого, инвестиционный интерес вызывают финансовые услуги, страхование и банковский сектор Узбекистана.

Если говорить об объемах инвестиций, то исходя из ситуации в Узбекистане и тех проектов, которые мы рассматриваем на сегодняшний день, примерные объемы инвестиций составляют $1-8 млн. Если говорить о сроках окупаемости, то мы рассчитываем в среднем на 30% прироста в год. То есть инвестиции окупятся в среднем в течение 3-3,5 лет.

Эрл Йен привел сравнение: если зарубежный инвестор вкладывает по «классической» схеме в собственные регионы, он получает, как правило, всего лишь 5-10% годовых. В Узбекистане же ориентируются на среднюю доходность проектов в 20-30% годовых.

Несмотря на то, что Узбекистан живет в рыночных условиях, узбекский сум не стал конвертируемым. Пожалуй, это первая причина недовольства бизнес-климатом в стране. В стране одновременно существуют три курса нацвалюты, и курс черного рынка превышает официальный в несколько раз. Неразвитость банковской системы отпугивает немало инвесторов, которые хотели бы «играть» по-честному, без взяток за конвертацию. По сути, компании не могут перевести свои доходы из сумов в доллары или любую другую валюту без потерь и проволочек. Задержки с конвертацией валюты и ограничение доступа к иностранной валюте тормозят развитие международной торговли и приток иностранных инвестиций.

Юрист из Узбекистана, который согласился прокомментировать этот вопрос на условиях анонимности, видит в проблеме конвертации и плюсы, и минусы. Плюсы, считает он, в том, что таким образом государство законно не позволяет выводить деньги из страны. Условие для инвестора – зарабатывать в сумах и инвестировать внутри страны тоже в сумах, открывая новые производства и бизнесы. Минусы – в том, что в стране складывается черный валютный рынок со своими особыми курсами, и в том, что компаниям становится очень затруднительно покупать материалы и продукцию для своего производства за рубежом. Особенно это трудно понять иностранцам – как же такое возможно, чтобы компания не могла распоряжаться своими деньгами и переводить их в доллары, например.

Кроме того, из негативных факторов стоит упомянуть еще один: в 2010 году в Узбекистане был зафиксирован самый высокий средний уровень инфляции в Центральной Азии, несмотря на то, что доля импортируемого продовольствия в нем значительно ниже, чем в других странах региона.

Вместе с тем, перспективы 29-миллионного рынка страны огромны. Несмотря на негативные показатели вышеупомянутого рейтинга ведения бизнеса, из-за закрытости экономики ситуация в кризис в Узбекистане осталась стабильной. Власти сообщают о значительном росте экономики в 2009 и 2010 годах, превысившем 8%. Прошлый  год тоже был успешным для страны с точки зрения основных макроэкономических показателей – ВВП Узбекистана вырос на 8,2%.

Еще одним плюсом для бизнеса в Узбекистане можно считать преференции для совместных предприятий и льготное налогообложение, что делает бизнес очень привлекательным для партнеров из-за рубежа. Например, СЭЗ «Навои» предлагает субъектам освобождение от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования при объеме прямых инвестиций: от 3 до 10 млн евро – на 7 лет; от 10 до 30 млн евро – на 10 лет (со снижением в последующие 5 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%); свыше 30 млн евро – на 15 лет (со снижением в последующие 10 лет установленных ставок налога на прибыль и единого налогового платежа на 50%).

К предприятиям с иностранными инвестициями относятся предприятия, хотя бы одним из учредителей которых является иностранное юридическое (или физическое) лицо с уставным вкладом не менее 30% от уставного фонда (размер самого уставного фонда должен быть при этом не менее $150 тыс.).

Строить и развивать бизнес в Узбекистане – дело не из простых. Тем не менее, с каждым годом здесь увеличивается число СП и иностранных представительств. Зарубежные инвесторы, которые приходят в регион, изначально ориентированы на развивающиеся рынки. С одной стороны, они понимают, что это – риск. С другой стороны, при грамотном инвестировании, в Узбекистане можно получить высокий доход.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.