USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
BTC
69796.90$
-1049.700

Удивительное рядом

Дефицит авиатоплива вроде и есть, как вроде его сразу нет! На протяжении нескольких недель нового года корреспонденты «Капит...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Дефицит авиатоплива вроде и есть, как вроде его сразу нет!

На протяжении нескольких недель нового года корреспонденты «Капитал.kz» следили за необычной обстановкой на рынке авиатоплива в Казахстане. Так, вчера на официальном сайте «КазМунайГаза» появилось сообщение с объяснением причин дефицита авиакеросина в РК. Россия по своей инициативе отказалась поставлять в Казахстан сырье. С октября по декабрь 2011 года Павлодарский нефтеперерабатывающий завод перерабатывал исключительно казахстанскую нефть, производить из которой авиакеросин пока не представляется возможным. Таким образом, по версии «КазМунайГаза», одной из причин дефицита авиатоплива в Казахстане стало отсутствие поставок российской нефти в республику в конце 2011 года. Более того, ситуация усугубилась принятием решения об увеличении выработки наиболее популярного бензина АИ-92 за счет снижения выработки других нефтепродуктов, в том числе и авиатоплива.


Роман с продолжением
Как отмечалось выше, история с нехваткой авиатоплива в РК имеет несколько необычных поворотов сюжета, но обо всем по порядку.
Сразу после новогодних праздников в пресс-релизе министерства транспорта и коммуникаций говорилось, что в распоряжении аэропортов и отечественных авиакомпаний осталось около 40 тыс. тонн горючего. И ведомство принимает срочные меры для обеспечения гражданской авиации топливом. Но уже 10 января министерство стало отказываться от своих заявлений. Как оказалось, произошла ошибка, допущенная из-за спешки сотрудником пресс-службы ведомства, и на самом деле дефицита топлива нет.

Несмотря на это опровержение, сам рынок, а точнее его участники, говорят о нехватке топлива. Так, авиакомпания «SCAT» подтвердила ранее озвученную министерством информацию о нарастающем дефиците в обеспечении авиатопливом казахстанских аэропортов.

Другой отечественный авиаперевозчик более сдержанно комментирует ситуацию и напрямую не отрицает нехватку авиатоплива. В 2011 году Министерство нефти и газа РК закрепило производство 440 тыс. тонн авиационного керосина казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами для внутреннего рынка, из них 165 тыс. тонн для АО «Эйр Астана». При этом годовая потребность авиакомпании составляет 187 тыс. тонн. «Однако в 2011 году из 165 тыс. тон фактически было недопоставлено свыше 50 тыс. тонн. Цена на авиатопливо в Казахстане выросла на 130% за год», – уточняет Белла Тормышева, вице-президент по связям с общественностью АО «Эйр Астана». Более того, ранее авиакомпания замещала недопоставку авиатоплива с отечественных НПЗ импортом из Российской Федерации. Но в настоящее время и ближайшем будущем недопоставка авиационного керосина с отечественных НПЗ не может быть в полной мере замещена российским топливом ввиду введенных в РФ ограничений на импорт.

«Эйр Астана» в конце 2011 года наравне с другими субъектами гражданской авиации столкнулась с трудностями с поставками авиационного керосина. Авиакомпания обратилась в Правительство РК с просьбой оказать содействие в выходе из сложившейся ситуации посредством увеличения объемов производства авиационного керосина на отечественных НПЗ», – пояснила г-жа Тормышева.

В то же время, как отметили в компании «Эйр Астана», в данный момент Министерством транспорта и коммуникаций РК, Министерством нефти и газа РК, АО «ФНБ «Самрук-Казына» и АО «КазМунайГаз» ведется активная работа в данном направлении и принимаются меры для стабилизации внутреннего рынка. Благодаря этим мерам будет решен вопрос поставки достаточного количества авиатоплива для субъектов гражданской авиации с отечественных НПЗ и из РФ.

Между тем, международные эксперты называют дефицит авиатоплива уже вошедшим в привычку мирового авиарынка явлением. «Частично дефицит авиатоплива представляет собой сезонное явление. Зимой потребление керосина, который является основным составляющим авиатоплива, увеличивается. Соответственно, из-за сильного роста спроса на керосин может возникнуть нехватка авиатоплива в целом, – утверждает Гядиминас Жемялис, директор по развитию АО «Avia Solutions Group». – А в частности, в случае с сезонным дефицитом многое зависит от температурных условий и праздников. Зимой количество рейсов снижается, однако из-за температурных условий потребление топлива значительно увеличивается. Поэтому, на мой взгляд, казахстанские авиакомпании – не исключение».

Саечку за испуг
Своеобразная путаница в заявлениях министерства транспорта и коммуникаций имеет под собой некоторые практические основания. Ведь, если верить экспертам, нехватка авиатоплива может весьма плачевно отразиться на состоянии отечественного авиарынка.
Так, по словам Владимира Куропатенко, генерального директора самолетостроительной компании «AeroKZ», дефицит авиатоплива в Казахстане может привести к банкротству отечественных авиакомпаний.

«В условиях роста цен на нефть на мировом рынке государству необходимо регулировать стоимость авиакеросина наравне с бензином марки АИ-92. В противном случае авиакомпании, которые продают билеты за 1,5-2 месяца до срока вылета, будут работать себе в убыток, – заявляет г-н Куропатенко. – Причина в том, что на момент вылета по приобретенному ранее билету топливо будет стоить значительно дороже, нежели в день его покупки. И эта разница в цене на авиакеросин ударит по кошельку авиакомпаний».

Кроме этого, по мнению г-на Куропатенко, дефицит авиатоплива обусловлен несогласованными действиями нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих заводов. В частности, перебои в поставках и осуществлении закупов топлива происходят по причине остановок деятельности НПЗ на ремонт без предварительного предупреждения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.