28.12.2011 • 09:34 1028

Манящий блеск витрин

Какие события произошли на рынке ритейла в уходящем году?

Количество покупателей на рынке ритейла в посткризисное время уменьшилось, однако судить об этом по объемам продаж некорректно. Такую точку зрения «Капитал.kz» высказал Владислав Скальский, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами компании «МЕТРО Кэш энд Керри». «Не следует забывать также о начале новой волны мирового экономического финансового кризиса, не приходится пока говорить о восстановлении», – отметил эксперт.

Сегодня сложно говорить о том, насколько стабилен рынок ритейла, но рост продаж в этом году был наиболее заметным, считает Ержан Уразбаев, директор департамента аренды молла «Апорт». «Мое личное мнение – рынка ритейла в Казахстане в том понимании, в котором мы, допустим, видим ту же Россию, практически нет. В отличие от европейских стран, мы еще молоды, и развиваемся», – отметил он.

Розничные операторы с европейскими стандартами в Казахстане только зарождаются. К примеру, еще 5 лет назад блеск витрин для казахстанского населения был синонимом к словам «дорого и недоступно». Однако сегодня люди с удовольствием и без боязни, заходя в магазины, примеряют вещи, присматриваются и делают покупки. «И это все говорит не об оживлении рынка, а об отсутствии конкуренции как таковой. Многое предстоит сделать, но это уже работа рынка, – рассказывает г-н Уразбаев. – С развитием конкуренции и выходом на рынок международных компаний-гуру в области ритейла произойдет толчок в лучшую сторону, в первую очередь, для покупателей, так как, наконец, у нашего народа появится выбор».

Какие результаты?

В целом этот год по сравнению с предыдущим был не самым легким, но очень плодотворным. Например, рост продаж розничных операторов в молле «Апорт», в частности, в фешн-ритейле, составил 27%. «Соразмерно продажам, мы в 2011 году увеличили арендные поступления. Нам удалось увеличить ассортиментную матрицу по фешн-галерее», – добавил г-н Уразбаев. Так, дополнительно было открыто несколько магазинов больших форматов, в частности, LCW, OVS, Peacocks. В январе следующего года ожидает свое открытие De Facto на 1600 кв. м. За счет открытия второй очереди молла «Апорт» на площади 22 650 кв. м будут представлены порядка 45 магазинов фешн-ритейла.

В эти дни на рынке ритейла царит предновогоднее настроение, и казахстанцы готовы оставлять большие суммы, чтобы сделать подарки себе и своим родным. Индустрия не стоит на месте, так как развиваются имеющиеся сети, заходят новые розничные операторы. Ержан Уразбаев уверен, что пиковая тенденция в развитии розницы (вхождение на рынок международных розничных операторов) будет продолжаться в ближайшие 3-4 года.

«Так, на выставке коммерческой недвижимости Mapic 2011 (Канны, Франция) мы встречались со многими ритейлерами и международными операторами, такими как Alshaya, Azadea Group, Auchan, которые Казахстан рассматривает как потенциальный рынок расширения и развития собственных сетей в ближайшие три года», – отмечает эксперт. В общей сложности по европейским сетям фешн-брендов на казахстанский рынок планируют войти в 2012 году еще порядка 30 марок, каждая из которых будет развивать по 3-5 магазинов в Алматы и Астане.

Благодаря Таможенному союзу (ТС) России Казахстана и Беларуси активно развиваются и российские компании. К примеру, в этом году открыт уже 3-й магазин «Спортмастер», «Детский мир» в эти два года планирует открыть 8 гипермаркетов товаров для детей в Алматы и Астане. Кроме того, порядка 10 российских брендов фешн-магазинов разных форматов откроют свои двери уже в следующем году. «Таким образом, как я и говорил, 2011 год был промежуточным в развитии ритейла. Он был ознаменован открытием новых розничных форматов в Казахстане», – поделился г-н Уразбаев.

По прогнозам экспертов, в 2012 году в сфере ритейла произойдет усиление конкуренции. Она станет жесткой и беспристрастной для всех игроков рынка. Специалисты не исключают того, что появятся изменения на рынке дистрибуции, логистические схемы будут шлифоваться и оптимизироваться. «Все вышеперечисленное приведет к повышению интенсивности работы всех игроков ритейла, тем самым создаст выигрышную ситуацию для конечного потребителя – клиента», – резюмирует г-н Скальский.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

28.12.2011 • 09:34 1028

Loading...