14.12.2011 • 13:44 2266

Иногда развиваться – лучше, чем быть уже развитым!

Казахстанский рынок – как спасательный круг для европейского бизнеса

Еще два года назад, когда в торговом центре Mega в Алматы только открывался первый магазин всемирно известной марки Zara, эксперты оценивали потенциал рынка fashion-ритейла Казахстана как огромный. С тех пор франчизерами Zara и многих других марок компанией ТОО «Фэшн Ритейл Казахстан» открыто уже более 20 магазинов по всему Казахстану. Однако по-прежнему рынку ритейла в нашей стране есть куда расти.

«Рынок Казахстана пока не так развит, как рынки Европы и Америки. Именно поэтому он и интересен для мировых брендов. Так как в связи с мировым финансовым кризисом продажи на развитых рынках упали, крупные международные компании стали интересоваться развивающимися рынками», – утверждает Алан Клэйтон, региональный директор ТОО «Фэшн Ритейл Казахстан».

Такую тенденцию подтверждает и открытие в Алматы магазина британской марки Topshop. Одежда этой марки как нельзя лучше раскрывает неповторимый шарм культового британского дизайна. Более того, Topshop является единственной масс-маркой, коллекции которой каждый сезон демонстрируются на London Fashion Week, а в 2005 году Topshop был назван лучшим модным брендом Великобритании. По оценке представителей «Фэшн Ритейл Казахстан», открытие бутика стоило компании $1 млн. Но по условиям контракта по франшизе, компания не может разглашать сроки окупаемости этих инвестиций. Между тем, г-н Клэйтон замечает, что «безусловно, инвестиции в Казахстан немаленькие и открытие магазинов в РК обходится дороже, чем во многих странах СНГ».

Удивительно, еще несколько лет назад, до начала финансового кризиса, охватившего весь мир, рынок Казахстана не считался крупными мировыми fashion-ритейлерами перспективным для развития. Такое отношение складывалось из нескольких факторов. Во-первых, у нашей страны низкая плотность населения, при этом для обширной территории Казахстана присущи и региональные диспропорции. Во-вторых, близость Китая приводит к насыщенности рынка товарами невысокого качества по низким ценам. Но в то же время, по словам г-на Клэйтона, казахстанские покупатели в последнее время становятся все более и более требовательными к предлагаемым товарам. Они не хотят довольствоваться товарами низкого качества и прошлогодних коллекций. «Казахстанцы хотят, чтобы им предлагали только самое лучшее и самое новое. Поэтому спрос на мировые бренды в Казахстане растет», – считает директор «Фэшн Ритейл Казахстан».

Отметим также, что в связи с особенностями географического положения нашей страны логистика играет одну из важнейших ролей при ценообразовании на товар в Казахстане. К примеру, какие-то товары марки Topshop будут стоить дешевле, чем в Европе, а какие-то, наоборот, дешевле. Ведь одежда бренда шьется в 30 странах по всему миру. Хотя, в целом, логистика в РК довольна дорога, так как наша страна не имеет морской границы, и все товары приходится доставлять либо по суше, либо по воздуху, что значительно увеличивает затраты.

Другой сложностью отечественно ритейл-рынка является проблема с нехваткой торговых площадей, отвечающих всем мировым стандартам. Если еще пару лет назад речь шла об острой недостаточности торговых площадей высокого уровня в принципе, то сейчас вопрос стоит о нехватке больших помещений. «В Казахстане трудно найти торговые площади свыше 400 кв. м. При этом многие из торговых площадей были еще до кризиса, в период бума недвижимости, из-за этого цены на их аренду слишком высоки», – утверждает г-н Клэйтон.

«В целом рынок fashion-ритейла в Казахстане сейчас находится на стадии роста, и эта тенденция сохранится еще несколько лет, прежде чем он достигнет точки насыщения», – заключает эксперт.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.12.2011 • 13:44 2266

Loading...