«Казахтелеком» намерен изменить ландшафт рынка

14.12.2011 • 13:35 2106

«Казахтелеком» намерен изменить ландшафт рынка

Одной из главных тенденций в развитии телекома последних лет можно назвать миграцию операторов от предоставления традиционных голосовых услуг к передаче данных и облачным сервисам. О том, как внедряются новые инфокоммуникационные технологии в АО «Казахтелеком», об итогах года и планах на будущее в интервью «Капитал.kz» рассказал главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков.

- Какие тенденции в развитии телекоммуникационной отрасли в Казахстане, с Вашей точки зрения, были определяющими в уходящем году?

 - Во-первых, продолжился тренд уменьшения спроса на голосовые услуги. Естественно, наблюдался рост спроса на широкополосный доступ к сети интернет, и требования пользователей к этому доступу существенно выросли. Здесь свою роль сыграла и конкурентная среда.

В развитии широкополосного доступа (ШПД) в интернет «Казахтелеком» сделал ряд очень важных вещей. Мы значительно увеличили скорость доступа в интернет, сохранив стоимость самой популярной нашей услуги – «Megaline Hit». В результате на внешние ресурсы скорость составила 2 Мбит/с, на внутренние – 4 Мбит/с. Это в два раза выше прежних скоростей для Алматы и Астаны, и в четыре раза для областей.

Мы начали предоставлять новые сервисы – услуги с добавленной стоимостью и облачные сервисы. В уходящем году мы начали концентрировать наше внимание на этом направлении бизнеса.

- Буквально за два года «Казахтелекому» удалось существенно видоизменить бизнес и продемонстрировать хороший старт в совершенно новой для себя области – облачных технологиях. Каковы планы на будущее в этом направлении?

- В прошлом году мы четко зафиксировали для себя основные тренды. Мы заявили, что «Казахтелеком» будет предоставлять все услуги дата-центров, и это будут, в первую очередь, облачные сервисы, инфраструктура и платформа как сервисы, SAAS-software как сервис. Этими видами бизнеса компания будет активно заниматься.

За последнее время мы построили 12 дата-центров. В январе следующего года мы завершим строительство двух крупных дата-центров в Алматы и Астане. Таким образом, уже 14 дата-центров в «Казахтелекоме» с первого квартала следующего года будут предоставлять свои сервисы.

Мы планируем занять очень активную позицию в парке информационных технологий «Алатау IT-city». Мы знаем, что парк будет очень активно развиваться, а попечительский совет возглавляет Глава государства. «Казахтелеком» зарегистрировал там свою дочернюю организацию «KT Cloud Labs». Мы планируем построить на территории парка инновационный инфокоммуникационный центр – здание площадью 3000 кв. м, где будут располагаться дата-центр, инновационная платформа разработки и предоставления интернет-сервисов, а также платформы для разработки приложений и контента. Там же будут всевозможные лаборатории. Это будет некий островок телекома, но не традиционного, а инновационного, ориентированного на инфокоммуникационные технологии.

У «Казахтелекома» есть далеко идущие планы по облачным решениям, по развитию дата-центров. Во-первых, потому что это подстегивает рост внутреннего трафика. Во-вторых, если раньше доходы компании зависели от голосового трафика, то теперь они зависят от дата-трафика. Поэтому, любые шаги в данном направлении выгодны как для «Казахтелекома», так и для Казнета.

- Компания «Казахтелеком» подписала Меморандум о сотрудничестве в области облачных вычислений с Microsoft. Какие шаги в рамках этого сотрудничества уже сделаны?

- Многие компании мирового класса активно работают в облачном направлении. Они уже обозначили главный тренд – предоставлять возможность получать информационные и инфокоммуникационные технологии из дата-центров посредством сервисов. Все очень просто – клиент покупает услугу через интернет. Пользователю уже не нужно разворачивать у себя серверные площадки, покупать оборудование, содержать штат сотрудников, которые обеспечивали бы внедрение и сопровождение систем. Он имеет возможность получить услугу из облака – интернет-пространства.

 «Казахтелеком» подписал меморандум о сотрудничестве в области виртуальных облачных решений с Microsoft. Самое главное, что эти сервисы окажутся доступны для субъектов МСБ, для физических лиц – то есть для широкого пользователя. Поэтому в первом квартале 2012 года облачные вычисления от Microsoft, предоставляемые нашей компанией, появятся на рынке.

- В следующем году планируется завершить строительство дата-центра в Павлодаре. А планирует ли компания покрыть растушую потребность в строительстве дополнительных дата-центров в Алматы и Астане?

- Строительство дата-центров в Алматы и Астане находится в активной фазе завершения, в январе-феврале 2012 года мы эти объекты запустим. Они крайне необходимы компании. Сегодня у нас есть дата-центры площадью от 100 до 400 кв. м.

Все больше и больше дата-центров уходят в предоставление облачных сервисов. Мы инвестируем в наши дата-центры большие средства. Традиционные сервисы окупают их медленно. Только облачные сервисы обеспечат дополнительную прибавочную стоимость нашим стойко-местам.

Остановлюсь подробнее на Павлодаре. Все дата-центры, которые мы строили до этого момента, являются центрами класса Tier 2. В Павлодаре мы хотим построить центр класса Tier 3 общей площадью 1000 кв. м. Там будет осуществляться резервирование всех поддерживающих систем, включая энергетику, системы кондиционирования, пожаротушения. Из этого дата-центра мы будем предоставлять сервис высокого класса для компаний, входящих в фонд «Самрук-Казына».

Павлодар интересен тем, что там самая дешевая электроэнергия. На мощностях этого объекта мы сможем не только разместить ресурсы компаний фонда «Самрук-Казына», но и предоставлять сервисы для российских клиентов и партнеров.

- Ожидаете ли Вы конкуренцию со стороны российских телекоммуникационных операторов?

- Конкуренция будет всегда. Все будет зависеть от того, кто сможет предоставить сервисы, удовлетворяющие клиента. «Казахтелеком» предпочтительнее потому, что может удешевить свой сервис. Это достигается, во-первых, за счет дешевой энергетики, во-вторых, за счет прямого подключения к российской транспортной инфраструктуре. Приграничным территориям России, с которыми граничит Казахстан, мы можем предоставить эти услуги дешевле, чем они их получают из Москвы. Территориальная удаленность – также важный фактор. Если до нашего дата-центра у клиента будет расстояние 700 км, то до Москвы – 3000 км. Это одно из конкурентных преимуществ.

- Какие из услуг дата-центров пользуются среди пользователей наибольшим спросом? Меняются ли приоритеты с течением времени и ростом популярности этих услуг?

- Да, меняются. Клиент становится все более требовательным. Когда на рынке не было конкуренции – было достаточно появления одного сервиса. Сегодня клиент хочет постоянный доступ и отсутствие проблем. Кроме того, клиенты хотят управлять своими ресурсами: в любой момент увеличить оперативную память на своих серверах или увеличить объем хранения данных, который ему нужен. Иначе говоря, клиент конфигурирует систему самостоятельно.

- Насколько прогнозируемое количество пользователей услуги Triple play совпадает с реальным числом подключенных абонентов? Каковы планы компании в отношении этого сервиса в среднесрочной перспективе?

- Услуги Triple play «Казахтелеком» представляет сейчас во всех городах страны. Как только клиент становится потребителем услуги IP-телевидения – он сразу фактически становится получателем услуги Triple play. Если я не ошибаюсь, количество наших пользователей IP-TV составляет  порядка 80 тыс., и мы стали третьим игроком в Казахстане по предоставлению телевизионных услуг.

Мы считаем Triple play важной и востребованной услугой. Но уже сейчас мы говорим об услуге Quadro play. И ее мы планируем выводить на рынок в следующем году.

У нас есть ряд приоритетных проектов по Triple play. Для того, чтобы сегодня удовлетворить пожелания клиента по высокоскоростному доступу в интернет, необходимо строить FTTH-сети. То есть заходить оптикой в дом и квартиру. Посредством оптического волокна мы предоставляем клиенту те скорости, которые ему нужны, на которые он готов подписаться и за которые готов платить. Понимая важность этого направления, «Казахтелеком» начал реализацию проекта строительства FTTH-сетей. Проект стоит порядка $450 млн и рассчитан на три года – 2011-2014.

Инвестиции в этот проект сейчас сторицей окупятся в будущем – это гарантия наших будущих доходов. На базе этого фундамента будут развиваться Triple play, Quad play и все те сервисы с добавленной стоимостью, которые мы будем впоследствии уже внедрять.

- Есть ли еще какие-то проекты, приоритетные для «Казахтелекома» в следующем году?

- Приоритетными для нас являются несколько направлений. «Казахтелеком» сегодня определен как системный интегратор инфокоммуникационных сервисов фонда «Самрук-Казына». За счет синергии новых инфокоммуникационных услуг мы могли бы существенно изменить ландшафт рынка и предоставить новые информационные сервисы.

В рамках развития традиционных вещей нам нужно строить FTTH-сети. Причем строить их активно и агрессивно.

 «Казахтелеком» – это уже не оператор связи. Сейчас идет трансформация традиционного телекома к инфокому. Мы становимся оператором сервисов. Важно эту трансформацию пережить очень быстро и грамотно. Фактически мы находимся в фазе перевоплощения. Менеджмент и топ-менеджмент компании четко осознают, что должны провести компанию через этот период безболезненно. И сделать это в кратчайшие сроки.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.12.2011 • 13:35 2106

Поделиться
«Казахтелеком» намерен изменить ландшафт рынка
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus