USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70719.50$
-127.100

Экипаж приветствует вас на борту отечественной сборки

В Казахстане будут производить самолеты для внутренних нужд В марте этого года «Капитал.kz» уже писал о намерениях Казахстан...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В Казахстане будут производить самолеты для внутренних нужд

В марте этого года «Капитал.kz» уже писал о намерениях Казахстана создать на территории нашей страны производство украинских самолетов Ан-140-100. и вот сейчас данная инициатива начала приобретать все более и более реалистичные очертания.

«Идея о создании завода по производству самолетов в Казахстане пришла еще в феврале прошлого года, – рассказывает Владимир Куропатенко, генеральный директор казахстанской самолетостроительной компании AeroKZ, реализующей проект. – Тогда китайская сторона предложила мне рассмотреть возможность создания на территории РК самолетосборочного производства самолетов MA-60. По заданию правительства, я вылетел в Китай. При проработке данного вопроса выяснилось, что MA-60 является несертифицированной «пиратской» копией самолета Ан-24, с незначительным удлинением фюзеляжа и установкой двигателей западного производства», – подчеркнул г-н Куропатенко.

Однако при детальном рассмотрении китайского предложения и исходя из вышесказанного, было принято решение о сотрудничестве напрямую с ГАК «Антонов» по совместному производству самолетов, наиболее отвечающих требованиям РК по обеспечению перевозок на местных авиалиниях.

«Капитальное строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения на их территории самолетостроительного завода, планируется на земельном участке, расположенном в районе Капшагая (здесь следует оговориться, что ранее сообщалось о возможности размещения авизавода в Шымкенте, но данная информация, по словам г-на Куропатенко, беспочвенна), который своими географическими характеристиками как нельзя лучше соответствует созданию современного самолетостроительного завода», – уточняют в AeroKZ. Район размещения завода отличается сформированной дорожной и коммунальной инфраструктурой, что дает дополнительные положительные преимущества проекту и сокращает сумму капитальных вложений. Объем инвестиций в данный проект составит около $150 млн. Конечная стоимость самолета, произведенного в нашей республике, ориентировочно оценивается в $14 млн.

Соединяя удаленное

Самолет класса Ан-140-100 был выбран для производства именно в нашей стране по ряду особенностей РК. «На сегодняшний день в Казахстане на местных воздушных линиях резко уменьшается, за счет списания, количество самолетов, которые бы смогли садиться на неподготовленные взлетно-посадочные полосы (ВПП). Раньше это был самолет Ан-24, но он уже устарел и нуждается в замене, – поясняют в AeroKZ. – В нашей стране при огромной территории очень мало ВПП с искусственным покрытием. Поэтому, к примеру, авиасообщения между Алматы и Туркестаном – нет, между Алматы и Аягузом – нет, между Алматы и Аркалыком – нет и т.д. Между тем, развитие экономики страны очень сильно тормозится из-за слабой логистической инфраструктуры».

Таким образом, самолет Ан-140-100 был выбран не случайно, самолет предназначен для пассажирских (52 места) и смешанных пассажирско-грузовых перевозок на расстояние до 2700 км и может эксплуатироваться на коротких слабо подготовленных ВПП в широком диапазоне высот аэродромов и климатических условий, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью.

Высоко оценивают технические характеристики и перспективы Ан-140 международные эксперты. Так, по словам председателя правления Avia Solutions Group Гедиминаса Жиемялиса, «благодаря техническим решениям, принятым при проектировании семейства Ан-140-100, самолет не только не проигрывает по сравнению с аналогичными турбовинтовыми региональными самолетами, но и обладает рядом безусловных преимуществ перед конкурентами. Это цена самолета, очень маленькие расходы на топливо (600 кг на час полета), большая дальность полета для такого типа самолета», – заключает эксперт. К тому же, Ан-140-100 – единственный пассажирский турбовинтовой самолет, который сертифицирован для применения в грузопассажирском варианте.

Первым делом – казахстанские просторы

Как известно, любое производство, в конечном счете, упирается в вопросы сбыта. А по словам г-на Куропатенко, «первая задача будущего завода – это обеспечение самолетами Ан-140-100 внутреннего рынка РК, при этом нашей компанией он оценивается в более 70 машин. Эта цифра сложилась в первую очередь из объема подлежащих замене Ан-24 и Як-40». В данной связи здесь возникает нюанс, «пока ни одна казахстанская авиакомпания не в состоянии выкупить самолет стоимостью $14 млн. Однако во всем авиационном мире принято брать технику в финансовый лизинг, видимо, данное направление необходимо развивать и в Казахстане. Между тем, в настоящее время мы получили предварительный заказ на 28 самолетов из России и Малайзии», – уточняет генеральный директор AeroKZ.

Кроме того, сравнивая с другими самолетами этого же класса, международные эксперты также оценивают успешность Ан-140-100 на рынке.

«Я бы сравнил этот самолет с французским самолетом АТР 42. В 2005 году, после очередного роста цен на топливо, самолет стал все более востребован. У него на данный момент нет реальных конкурентов в мире, когда идет речь о самолете для региональных маршрутов. Поэтому у Ан-140-100 есть все шансы победить в борьбе за местный рынок», – считает г-н Жиемялис. АТР производит в районе 70 самолетов в год, и заказы у них сформированы на 2-3 года вперед. «Так что рынок для самолета типа Ан-140-100 точно не меньше, имея в виду, что мы еще даже не затронули рынок грузоперевозок. Также надо иметь в виду, что нет предпосылок того, что авиатопливо будет дешеветь», – уточнил эксперт.

Рентабельность нам по плечу

Весной прошлого года, несмотря на все плюсы самолета Ан-140-100, вопрос рентабельности машин вызвал жаркую полемику. Так, по словам президента Ассоциации авиадвигателестроителей РФ (АССАД) Виктора Чуйко, опубликованным на сайте российского содружества авиационных экспертов, недопустимо высоко выросла стоимость самолета: «Рост цены производителя воздушного судна в основном обусловлен ростом цен на ПКИ. В 2005 году машкомплект ПКИ стоил $8,5 млн, а в 2009-м – уже $13,2 млн. В результате стоимость самого Ан-140 ныне оценивается в $20 млн. Данная цена явно не устраивает потенциальных покупателей самолета такого класса. Это ставит под угрозу перспективный проект».

Однако казахстанские производители, похоже, учли данную загвоздку и делают все для снижения стоимости готовых Ан-140-100. Во-первых, как уже упоминалось ранее, окончательная стоимость машин составит не более $14 млн. Во-вторых, «в перспективе планируется, что в целях удешевления себестоимости самолетов будем поставлять на Украину из России сырье, из которого будут производиться детали для самолетов, а также планируется к 2015 году локализация более 35% комплектующих. Двери, трапы, хвостовое оперение, будут производиться в Казахстане, на нашем предприятии», – заявил г-н Куропатенко.

И в итоге, мы получим…

Как отмечают в самолетостроительной компании AeroKZ, до декабря 2012 года завод должен довести объем производимых самолетов до 3 штук, в 2013-м – их уже должно быть 8, в 2014-м – 12 пассажирских самолетов. Затем объем производства будет доведен до 20 самолетов в год.

Но на достигнутом организаторы производства не хотят прекращать развитие, у проекта долгосрочные перспективы. «Мы начинаем производство Ан-140-100, и на этом не останавливаемся. Следующим этапом реализации проекта будет вторая очередь по сборке самолетов Ан-148, которые обладают большей дальностью полетов по сравнению с Ан-140», – заявляет г-н Куропатенко. В то же время, кроме собственной сборки самолетов, в Казахстане также будет производиться полностью техническое обслуживание всех произведенных в нашей стране самолетов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.