В свободное плавание

14.12.2011 • 12:18 1479

В свободное плавание

На прошлой неделе глава страховой компании Allianz Kazakhstan Жанар Калиева объявила о приобретении у прежнего акционера – европейской Allianz SE – страховой компании. Это первый случай в Казахстане, когда менеджмент страховой компании приобретает фирму у прежних акционеров. Данное событие вызвало много вопросов на тему, для чего на самом деле она приобрела компанию? Почему менеджмент, а не кто-то более состоятельный купил компанию? И почему отрасль стала не интересна инвесторам? Чтобы обсудить эти вопросы, «Капитал.kz» встретился с новым акционером компании, председателем совета директоров АО СК «Allianz Kazakhstan» Жанар Калиевой.

- Жанар Ганиевна, как давно Allianz SE приняло решение продать казахстанскую «дочку», и когда Вы приняли решение приобрести компанию?

- К концу 2010 года у Allianz SE сформировалась новая региональная стратегия, согласно которой определились ключевые рынки. Казахстан не вошел в эту стратегическую карту, в первую очередь, потому что республика перестала быть стратегическим рынком. Сегодня розница стала еще более ключевым направлением для этой компании.

С момента, когда сформировалась данная стратегия, начались переговоры о том, что делать дальше – продать другим игрокам, закрыть или продать менеджменту. И только финансовые соображения не являются основным критерием для принятия решения.

Allianz SE бережно относится к своему имиджу. Для них было важно, чтобы покупатель сохранил компанию в прежнем виде, развивал ее, исполнял все принятые ранее обязательства.

Поэтому для Allianz серьезным фактором было то, что они меня знают, что я работала с ними на рынках СНГ 10 лет. Они знают мои управленческие подходы, благодаря чему удалось вывести Allianz Kazakhstan из тяжелого финансового состояния, в котором компания оказалась в 2008-2009 годах, после наступления кризиса и списания около 1,3 млрд тенге убытков по дефолтным ценным бумагам. Уже в следующем году компания стала прибыльной и прозрачной с точки зрения бизнес-процедур и принятия решений.

Вот почему, взвесив все возможности, акционеры решили совершить сделку в формате management buy-out. Какое-то время было потрачено на соблюдение юридических формальностей, согласование регуляторов. В целом это заняло почти год.

- Вы сказали, что Казахстан не вошел в новую стратегию. Почему Allianz считает, что в Казахстане нет розницы?

- Скорее здесь недостаточно потенциала и недостаточно объема рынка. Наибольший объем премий страхового рынка РК составил $1 млрд.

Однако внутри этой цифры не только собранные страховыми компаниями премии, а также те премии, которые были приняты на перестрахование от других страховщиков, которые, в свою очередь, в отчетах уже отразили эти объемы. Таким образом, в объеме страхового рынка учтены премии по одним и тем же договорам два или несколько раз, если этот договор перестраховывался у нескольких локальных страховщиков. Поэтому, говоря сегодня о рынке страхования, который составляет около 1% в доле ВВП, мы понимаем, что на деле он и того меньше.

Для сравнения: у одной только «дочки» Allianz в России в год объем собранных премий превышает $1 млрд. Если сравнивать такие рынки, как Россия и Казахстан, то становится понятно, почему Allianz решил сосредоточить свои усилия на России.

- Вы говорили, что рассматриваете вопрос привлечения стратегического инвестора. Кто это может быть, и встречались ли Вы с ним?

- Мы должны понимать, для чего нужен этот инвестор, и в чем его необходимость. Страхование – очень капиталоемкая отрасль. Требования к достаточности капитала растут с каждым годом. Чтобы иметь возможность адекватно отвечать по своим обязательствам, нужно обладать достаточным капиталом.

Стратегия нашей компании будет модифицироваться в сторону розницы, и сделать это надо качественно, а не просто «зонтики поставить с бабушками».

Можно делать бизнес по инерции, когда запас прочности у компании позволяет находиться в середине рынка, обслуживать клиентскую базу и получать прибыль. Но если хочется качественно меняться, захватывать новые сегменты, создавать новые продукты – нужен стратегический инвестор.

- Есть мнение, что компания приобретена для перепродажи. Как Вы можете это прокомментировать?

- Вот существует мнение, что компания была продана мне за $50 млн – как вы к этому относитесь? Мне кажется, что если бы мне нужно было просто перепродать компанию, то не нужно было бы поднимать никакой шумихи. Мы хотим сказать всем существующим и потенциальным клиентам и партнерам о том, что наши цели долгосрочные, и я, вместе с существующей командой управленцев, намерена развивать компанию дальше. Это своего рода публичное обязательство, а те, кто меня знают, понимают, что я сделаю все, чтобы это обязательство выполнить.

- Какую долю Вы готовы предложить инвестору?

- Я сейчас открыта для всех предложений. Хочется понять, какого качества инвесторы сейчас на казахстанском и западном рынках, что их интересует, как они оценивают компанию.

Все будет зависеть от того, насколько, в целом, предложение соответствует основной цели – качественному развитию и качеству обслуживания и надежности.

В страховании мы продаем не просто бумагу, а гарантии справедливых выплат. Покупая страховку, клиент должен быть уверен, что если с его имуществом что-то случится, то страховая компания должна возместить понесенный ущерб.

- В этом году произошло несколько поглощений на рынке. Две компании объединились. Почему рынок так перестраивается, на Ваш взгляд?

- Основная предпосылка для этого – требование регулятора увеличить нормативы достаточности капитала. С 2012 года минимальный размер капитала увеличится до 1 млрд тенге. Не все маленькие компании могут себе позволить на сегодняшний момент держать такой капитал.

Во-вторых, с переходом на общий режим налогообложения, когда льготный налог отменяется, в страховых компаниях, где присутствует значительная доля премий, связанных с оптимизацией налогообложения, – объемы премий значительно сократятся. Картина лидеров по капиталу, по премиям, по прибыли поменяется.

Обычно там, где существует конкурентная среда, слабые компании либо уходят с рынка, либо начинают объединяться, крупные – стараются удерживать и усиливать конкурентные преимущества. Таким образом, рынок совершенствуется. Я ожидаю, что на рынке страхования консолидация будет продолжаться и в следующем году.

- Вы рассказали, что в связи с отменой льготного налогообложения будут сильные изменения на рынке. Это коснется в основном «кэптивных» компаний?

- Нельзя сказать, что это коснется только «кэптивных» компаний. Хотя в Казахстане крупные и «кэптивные» компании – это почти синонимы. Это коснется крупных компаний, потому что многие стали крупными, в том числе, из-за того, что получали на страхование риски своих промышленных холдингов. Ведь каждый старается оптимизировать налогообложение, не нарушая при этом закон.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.12.2011 • 12:18 1479

Поделиться
В свободное плавание
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus