Тимур Камашев: «Пока спортивное вещание на телеканалах составляет мизерную долю!»

07.12.2011 • 13:38 1551

Тимур Камашев: «Пока спортивное вещание на телеканалах составляет мизерную долю!» 07.12.2011 • 13:38

В последнее время в обсуждениях о положении спортивной составляющей на отечественном ТВ сломано много копий. Вопросы по этому поводу регулярно поднимаются как в печатной прессе, так и в интернете.

О том, почему спортивное вещание на казахстанских телеканалах представлено малым количеством программ, о техническом оснащении телеканалов, об отношении с рекламодателями и правообладателями, а также о многом другом в интервью «Капитал.kz» рассказал продюсер спортивных программ агентства «Хабар» Тимур Камашев.

- Что представляет собой спортивный сегмент на казахстанском телевидении?

- Вы абсолютно точно выразились, когда назвали спортивное телевещание в Казахстане именно сегментом. В настоящее время даже в эфире более или менее стабильных отечественных телеканалов показы этой тематики составляют мизерную часть от общего контента. В абсолютном большинстве телеканалы из нашей страны вещают в рамках проверенных временем концепций. В основном это информационно-аналитическое и развлекательное направление. Осознанный крен в сторону транслирования спортивных соревнований сделан только на входящем в состав агентства «Хабар» телеканале «Ел Арна», который постепенно увеличивает объем спортивных показов. Например, в ноябре они составили рекордное количество – порядка семидесяти часов в месяц. При этом часы показов Олимпиад и т.п. здесь в расчет не берутся. Если взять годовые показатели, то пока спорт на «Ел Арне» занимает примерно 5-7% от общего количества эфирного времени. Давать оценку тому, много это или мало, можно только с оглядкой на то, каковы предельные возможности творческого и технического потенциала этого телеканала. Примечательно, что практика демонстрирует то, что выживаемость спортивных трансляций возможна только в случае их замеса с проектами классического формата, а именно с кинопоказом, музыкальными, аналитическими программами и даже, если хотите, сериалами. Последние приносят прибыль в виде рекламы и позволяют нести расходы на размещение в эфире, казалось бы, интересных зрителю, но оставляющих пока равнодушными рекламодателей спортивных трансляций. Нечто подобное сейчас происходит в российском медиахолдинге ВГТРК, чей некогда чисто спортивный телеканал «Россия-2» пошел на демонстрацию не только спорта, но и прочих, а именно приносящих прибыль форматов. В России поняли, что в силу исторически сложившихся обстоятельств спортивные трансляции в странах бывшего СССР имеют узкую, так  сказать, целевую и пока немногочисленную на наших просторах аудиторию людей, называющих себя болельщиками. Рекламодатель это знает, и поэтому финансирует спортивные проекты крайне редко.

- Тем не менее, объемы спортивного вещания «России-2» и «Ел Арны» трудно сравнивать…

- Разумеется, это так. Причин тому несколько. Главные из них – стесненность отечественных телеканалов в техническом оснащении и чрезвычайный дефицит квалифицированного персонала. В относительно недалеком советском прошлом центральное телевидение отождествлялось только с Россией, где десятилетиями аккумулировались технический потенциал и высокопрофессиональные кадры. За россиянами блага распределялись в европейских республиках СССР. Казахстану и Средней Азии доставались жалкие остатки. При этом школа тоже находилась в России. Например, единственный в Советском Союзе, а сейчас в СНГ Институт усовершенствования работников ТВ. После развала СССР произошел медиапарадокс. Перед недостаточно, если брать в расчет международные критерии, укомплектованным национальным телевидением встали стратегические задачи. Возникли возможность и необходимость занимать освободившиеся ниши. Первые попытки такой деятельности наглядно продемонстрировали наличие колоссального кадрового дефицита и отставание от зарубежных коллег в технической оснащенности. Спортивное вещание в этой закономерности не является исключением. Нельзя не признать того, что отечественное ТВ не стоит на месте. Техническое переоснащение, пускай не так быстро, как хочется, но осуществляется. Персонал тоже кое-какой вырос, но дефицит остался. Отчасти именно поэтому государство привлекло для транслирования соревнований Азиады маститых зарубежных специалистов, которые обеспечили эфир картинкой международного класса.

- Какие комплексные меры помогут справиться с упомянутыми Вами проблемами?

- Зарубежная практика показывает, что в штате общественно-политического телеканала, не забывающего еще и о спорте, должно быть полноценное подразделение уровня дирекции спортивных программ. Данная группа должна заниматься только спортивными  трансляциями. В Казахстане пока эта работа осуществляется служащими, параллельно занятыми другими проектами. Снова возвращаемся к нехватке персонала. Например, режиссеры и ассистенты спортивных трансляций параллельно и в поте лица трудятся и на других проектах. В случае наличия собственной спортивной дирекции с укомплектованным штатом, а значит, четкого разграничения обязанностей, появится возможность всегда иметь под рукой персонал. Это давало бы больше шансов на производство большего количества спортивных трансляций, на совершенствование практических навыков, на дополнительное теоретическое обучение и самообразование. Но пока складывается такая ситуация, когда люди отработали, например, на футболе и сразу поехали обеспечивать трансляцию концерта или некоего форума. Динамика работы чудовищная. Постоянный цейтнот воспринимается как нормальное состояние. Не могу сказать, что руководство агентства «Хабар» не вникает в ситуацию. Некоторое время назад состоялся продолжительный разговор на тему вышеперечисленного. Поиск решения проблемы ведется. Всерьез рассчитываем на то, что улучшение ситуации, в том числе с обеспечением узконаправленными на производство спортивных трансляций техникой и персоналом, является делом ближайших трех-пяти лет.  

- Каков нынешний уровень технической оснащенности на государственном телевидении?

- Агентство «Хабар» имеет по две ПТС (передвижные телестанции) и ПСС (передающие спутниковые станции) разного класса укомплектованности в Алматы и Астане. Соответственно мы можем осуществлять трансляции из этих двух городов, а также охватывать близлежащие. На юге это Шымкент, Тараз и Талдыкорган, а на севере: Кокшетау, Караганда и Павлодар. Здесь стоит заметить, что эта техника используется не только для спортивных трансляций. Она востребована на концертных проектах, общественно-политических форумах и конференциях. Иная картина наблюдается в соседней России, где более или менее крупный город обеспечен подобными средствами вещания. Там легко могут осуществить телетрансляцию, например, из Ростова-на-Дону, Саратова или из Владивостока. Россияне могут позволить себе покупку дорогостоящего оборудования для регионального телевидения. У нас это гораздо сложнее. Приобретение подобного оборудования обходится чрезвычайно дорого. Речь идет о десятках, а иногда сотнях миллионах долларов. Власти казахстанских провинциальных городов, на которых лежит обеспечение работы городского или областного ТВ, в ряде случаев просто не в состоянии идти на многомиллионные расходы. Есть, правда, исключения. Например, в Актобе, где региональному телеканалу помогли приобрести собственные ПТС и ПСС. Речь идет о местном филиале ТРК «Казахстан». Благодаря ему мы и зарубежные телезрители увидели матчи ФК «Актобе» в еврокубках. В этом случае стоит отметить участие в покупке телевизионного оборудования местных областной администрации и спонсоров. К слову говоря, ТРК «Казахстан» относительно недавно сумел изыскать возможность оснастить и другие региональные филиалы техникой, способной выдавать в эфир спортивные трансляции. Наверное, в следующем году стоит ожидать увеличения их объема на одноименном телеканале.

- В чем кроются другие причины небольшого количества спортивных  трансляций на отечественном телевидении?

- Во многом наши спортивные события по своему накалу уступают зарубежным аналогам, так как класс казахстанских спортсменов не всегда соответствует международному. От этого страдает и зрелищность, то есть главный фактор, который должен привлекать зрителя. Будут международные победы и стабильные результаты за рубежом – будет зрелищность, будет зрелищность – будет посещаемость, будет посещаемость – будет популярность, появятся рекламодатели. У нас с этим пока проблемы. Во-первых, наши спортсмены только идут к стабильным и высоким результатам на международной арене. Во-вторых, наши граждане, в силу целого ряда причин, заняты больше титаническими усилиями в жизнеобеспечении своих семей, соответственно у них остается меньше времени на развлечения, нежели у благополучных жителей, скажем, западных стран. Отсюда и складывается такая закономерность, что болельщиками у нас являются только увлеченные люди, а на Западе это повальная мода. С другой стороны, и от самих спортивных федераций зависит популярность и раскрутка собственных видов спорта. Государством и президентом страны на федерации недвусмысленно возложена задача не только обеспечения высоких спортивных результатов, но и популяризации спорта и здорового образа жизни. Но их реакция на это откровенно слабая. Исключение, пожалуй, составляет Федерация футбола Казахстана, которую в жесткой форме обязывает пропагандироваться УЕФА. Остальные наши федерации пребывают в азиатских спортобъединениях, где организация процесса и спрос гораздо ниже. Зачастую федерации по видам спорта не имеют в штате не то что PR-менеджера, но пресс-атташе. Исходя из этого, хочется сказать, что увеличить объемы спортивного вещания можно только в связке с организацией коммерческого эффекта, а его может обеспечить забота об увеличении численности зрительской аудитории.

- В таком случае, что нужно предпринять для привлечения большей телеаудитории?

- Пока относительно других видов спорта более или менее внушительная аудитория у казахстанского футбола. Его пока трудно сравнивать с лучшими образцами европейских клубных турниров, но, тем не менее, отечественный футбол по количеству привлекаемых зрителей отличается в выгодном свете от соревнований, проводимых в стране по другим видам спорта. Это три-пять тысяч болельщиков на каждой игре чемпионата страны среди команд премьер-лиги. Правда, и это количество аудитории по сравнению с численностью населения Казахстана всего лишь капля в море. Поэтому рост мастерства отечественных спортсменов и PR спортивных соревнований необходимо организовать в незамедлительном, чрезвычайном, шквальном, что называется, порядке! Когда возникнет спрос, можно будет думать об увеличении объема спортивного вещания. Практика показывает, что хорошо распиаренные акции, такие как, например, Азиада, показали, что в целом население страны, хотя и может измордовано добыванием хлеба насущного, но своей эмоциональности, любознательности, увлеченности и любви к родине не растеряло. Вспомните неподдельный интерес и душевный порыв со стороны казахстанцев, которые осознанно, а не по указке сверху заполняли трибуны во время Азиатских игр.

- Совсем недавно программа «Тотальный футбол» отметила десятилетний юбилей. Какой промежуточный итог Вы можете подвести?

- Напомню, что этот проект, производимый в формате классического футбольного обозрения, – единственный проект на республиканском ТВ, но не первый. Были раньше «Планета Футбол» на «Казахстане», «Клуб 11» на КТК. То, что выжили только мы, говорит о том, что нам удается делать конкурентную и востребованную у зрителей программу. На протяжении всех десяти лет истории выхода в эфир у нас наблюдается стабильный зрительский интерес. Иногда наш рейтинг повыше, нежели у, казалось, титанов эфира из общественно-политического формата. Перед тем, как запустить программу в 2001 году, мы много консультировались с коллегами из-за рубежа. В частности, советом и делом помог известный российский футбольный обозреватель Виктор Гусев. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто помогает нам делать этот проект. Особенно ребят из корреспондентской сети агентства «Хабар», которые снимают чемпионат страны в регионах, и футбольные клубы с ФФК, всегда оказывающие посильную организационную помощь.      

- За эти годы у Вас не возникало ли желания сменить формат передачи. Например, увеличить эфирное время, сделать возможным приглашение гостей в студию?

- Мы уже учредили подобный проект под названием «С футболом по жизни», и стоит заметить, что, выходя в эфир в формате ток-шоу, он имел определенный интерес. На сегодняшний день его судьба решается. Вопрос стоит в поиске финансирования. Менять формат «Тотального футбола» я не вижу смысла. Это информационная, репортажная передача, призванная по возможности оперативно и зрелищно осветить те или иные события. В аналитической программе предусматривается немного другой формат. Скрещивать две эти вещи нежелательно. Чересчур разные они по концепции. Но обе востребованы! Хороший пример реализации подобного подхода мы видим в России на НТВ, где есть информационный «Футбольный клуб» и аналитическая «Футбольная ночь».

- Как Вы прокомментируете проблему с отсутствием трансляций ряда гостевых игр национальной сборной Казахстана по футболу?

- Данная проблема лежит на поверхности. Правами на транслирование игр, которые не были показаны, владеет немецкая компания «Sport5». Некогда эта компания была правообладателем показов домашних игр сборной Казахстана за рубежом. В один момент условия, на которых был подписан договор казахстанской стороной и этой организацией, были пересмотрены. В современных условиях они были расценены как грабительские и перестали устраивать казахстанскую сторону.

Полагаю, что казахстанская сторона в лице ФФК, скорее всего, имела право расторгнуть соглашение с данным правообладателем. То есть, раз такое произошло, то, возможно, это оговаривалось. Почему я так утверждаю, потому что эта компания не подала в суд, не пожаловалась в международные инстанции, она просто перестала продавать права нашим общедоступным телеканалам на трансляцию зарубежных матчей сборной. В разговоре со мной руководитель этой компании Кай Поппендик заявил, что, так как они не могут договориться с ФФК по поводу приобретения прав на зарубежный показ домашних матчей сборной Казахстана, продавать права казахстанским телеканалам на имеющиеся у них гостевые игры казахстанской сборной они не будут. То есть это такой рычаг давления со стороны «Sport5» на ФФК, действующий по принципу «или с нами, или больше ни с кем». Нами предполагались неоднократные попытки наладить контакт с этой компанией. Мы объясняли, что есть ФФК, есть не зависящее от него юридически казахстанское телевидение с безвинно страдающей аудиторией и есть компания «Sport5», которая выглядит не в лучшем свете. Однако наши доводы не были услышаны. Мы готовы были заплатить. Благо спонсоры нашлись. Тем не менее, агентство «Хабар» и ТРК «Казахстан», официально участвовавшие в переговорах, получили отказ. В последних случаях, а это были игры сборной в Турции, Азербайджане и Бельгии, «Sport5» передала права на показ казахстанскому телеканалу «Kz-Sport1». Однако загвоздка заключается в том, что данный канал распространяется только в кабельной сети, а у нас в стране, особенно в регионах миллионы граждан не имеют возможности подписаться на кабельное вещание.
 
- На Ваш взгляд, когда должен произойти качественный скачок вперед в спортивной части казахстанского ТВ?

- Этого не нужно ждать. Над этим нужно работать. Я думаю, что с учетом высоких темпов развития нашего государства эта отрасль тоже начнет быстрее выходить на новый виток развития. Нужно объединить усилия телевизионщиков, государства, федераций по видам спорта в решении упомянутых в этой беседе проблем. Тогда ситуация улучшится быстро и профессионально.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

07.12.2011 • 13:38 1551

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus