Тимур Камашев: «Пока спортивное вещание на телеканалах составляет мизерную долю!»

07.12.2011 • 13:38 1789

Тимур Камашев: «Пока спортивное вещание на телеканалах составляет мизерную долю!»

В последнее время в обсуждениях о положении спортивной составляющей на отечественном ТВ сломано много копий. Вопросы по этому поводу регулярно поднимаются как в печатной прессе, так и в интернете.

О том, почему спортивное вещание на казахстанских телеканалах представлено малым количеством программ, о техническом оснащении телеканалов, об отношении с рекламодателями и правообладателями, а также о многом другом в интервью «Капитал.kz» рассказал продюсер спортивных программ агентства «Хабар» Тимур Камашев.

- Что представляет собой спортивный сегмент на казахстанском телевидении?

- Вы абсолютно точно выразились, когда назвали спортивное телевещание в Казахстане именно сегментом. В настоящее время даже в эфире более или менее стабильных отечественных телеканалов показы этой тематики составляют мизерную часть от общего контента. В абсолютном большинстве телеканалы из нашей страны вещают в рамках проверенных временем концепций. В основном это информационно-аналитическое и развлекательное направление. Осознанный крен в сторону транслирования спортивных соревнований сделан только на входящем в состав агентства «Хабар» телеканале «Ел Арна», который постепенно увеличивает объем спортивных показов. Например, в ноябре они составили рекордное количество – порядка семидесяти часов в месяц. При этом часы показов Олимпиад и т.п. здесь в расчет не берутся. Если взять годовые показатели, то пока спорт на «Ел Арне» занимает примерно 5-7% от общего количества эфирного времени. Давать оценку тому, много это или мало, можно только с оглядкой на то, каковы предельные возможности творческого и технического потенциала этого телеканала. Примечательно, что практика демонстрирует то, что выживаемость спортивных трансляций возможна только в случае их замеса с проектами классического формата, а именно с кинопоказом, музыкальными, аналитическими программами и даже, если хотите, сериалами. Последние приносят прибыль в виде рекламы и позволяют нести расходы на размещение в эфире, казалось бы, интересных зрителю, но оставляющих пока равнодушными рекламодателей спортивных трансляций. Нечто подобное сейчас происходит в российском медиахолдинге ВГТРК, чей некогда чисто спортивный телеканал «Россия-2» пошел на демонстрацию не только спорта, но и прочих, а именно приносящих прибыль форматов. В России поняли, что в силу исторически сложившихся обстоятельств спортивные трансляции в странах бывшего СССР имеют узкую, так  сказать, целевую и пока немногочисленную на наших просторах аудиторию людей, называющих себя болельщиками. Рекламодатель это знает, и поэтому финансирует спортивные проекты крайне редко.

- Тем не менее, объемы спортивного вещания «России-2» и «Ел Арны» трудно сравнивать…

- Разумеется, это так. Причин тому несколько. Главные из них – стесненность отечественных телеканалов в техническом оснащении и чрезвычайный дефицит квалифицированного персонала. В относительно недалеком советском прошлом центральное телевидение отождествлялось только с Россией, где десятилетиями аккумулировались технический потенциал и высокопрофессиональные кадры. За россиянами блага распределялись в европейских республиках СССР. Казахстану и Средней Азии доставались жалкие остатки. При этом школа тоже находилась в России. Например, единственный в Советском Союзе, а сейчас в СНГ Институт усовершенствования работников ТВ. После развала СССР произошел медиапарадокс. Перед недостаточно, если брать в расчет международные критерии, укомплектованным национальным телевидением встали стратегические задачи. Возникли возможность и необходимость занимать освободившиеся ниши. Первые попытки такой деятельности наглядно продемонстрировали наличие колоссального кадрового дефицита и отставание от зарубежных коллег в технической оснащенности. Спортивное вещание в этой закономерности не является исключением. Нельзя не признать того, что отечественное ТВ не стоит на месте. Техническое переоснащение, пускай не так быстро, как хочется, но осуществляется. Персонал тоже кое-какой вырос, но дефицит остался. Отчасти именно поэтому государство привлекло для транслирования соревнований Азиады маститых зарубежных специалистов, которые обеспечили эфир картинкой международного класса.

- Какие комплексные меры помогут справиться с упомянутыми Вами проблемами?

- Зарубежная практика показывает, что в штате общественно-политического телеканала, не забывающего еще и о спорте, должно быть полноценное подразделение уровня дирекции спортивных программ. Данная группа должна заниматься только спортивными  трансляциями. В Казахстане пока эта работа осуществляется служащими, параллельно занятыми другими проектами. Снова возвращаемся к нехватке персонала. Например, режиссеры и ассистенты спортивных трансляций параллельно и в поте лица трудятся и на других проектах. В случае наличия собственной спортивной дирекции с укомплектованным штатом, а значит, четкого разграничения обязанностей, появится возможность всегда иметь под рукой персонал. Это давало бы больше шансов на производство большего количества спортивных трансляций, на совершенствование практических навыков, на дополнительное теоретическое обучение и самообразование. Но пока складывается такая ситуация, когда люди отработали, например, на футболе и сразу поехали обеспечивать трансляцию концерта или некоего форума. Динамика работы чудовищная. Постоянный цейтнот воспринимается как нормальное состояние. Не могу сказать, что руководство агентства «Хабар» не вникает в ситуацию. Некоторое время назад состоялся продолжительный разговор на тему вышеперечисленного. Поиск решения проблемы ведется. Всерьез рассчитываем на то, что улучшение ситуации, в том числе с обеспечением узконаправленными на производство спортивных трансляций техникой и персоналом, является делом ближайших трех-пяти лет.  

- Каков нынешний уровень технической оснащенности на государственном телевидении?

- Агентство «Хабар» имеет по две ПТС (передвижные телестанции) и ПСС (передающие спутниковые станции) разного класса укомплектованности в Алматы и Астане. Соответственно мы можем осуществлять трансляции из этих двух городов, а также охватывать близлежащие. На юге это Шымкент, Тараз и Талдыкорган, а на севере: Кокшетау, Караганда и Павлодар. Здесь стоит заметить, что эта техника используется не только для спортивных трансляций. Она востребована на концертных проектах, общественно-политических форумах и конференциях. Иная картина наблюдается в соседней России, где более или менее крупный город обеспечен подобными средствами вещания. Там легко могут осуществить телетрансляцию, например, из Ростова-на-Дону, Саратова или из Владивостока. Россияне могут позволить себе покупку дорогостоящего оборудования для регионального телевидения. У нас это гораздо сложнее. Приобретение подобного оборудования обходится чрезвычайно дорого. Речь идет о десятках, а иногда сотнях миллионах долларов. Власти казахстанских провинциальных городов, на которых лежит обеспечение работы городского или областного ТВ, в ряде случаев просто не в состоянии идти на многомиллионные расходы. Есть, правда, исключения. Например, в Актобе, где региональному телеканалу помогли приобрести собственные ПТС и ПСС. Речь идет о местном филиале ТРК «Казахстан». Благодаря ему мы и зарубежные телезрители увидели матчи ФК «Актобе» в еврокубках. В этом случае стоит отметить участие в покупке телевизионного оборудования местных областной администрации и спонсоров. К слову говоря, ТРК «Казахстан» относительно недавно сумел изыскать возможность оснастить и другие региональные филиалы техникой, способной выдавать в эфир спортивные трансляции. Наверное, в следующем году стоит ожидать увеличения их объема на одноименном телеканале.

- В чем кроются другие причины небольшого количества спортивных  трансляций на отечественном телевидении?

- Во многом наши спортивные события по своему накалу уступают зарубежным аналогам, так как класс казахстанских спортсменов не всегда соответствует международному. От этого страдает и зрелищность, то есть главный фактор, который должен привлекать зрителя. Будут международные победы и стабильные результаты за рубежом – будет зрелищность, будет зрелищность – будет посещаемость, будет посещаемость – будет популярность, появятся рекламодатели. У нас с этим пока проблемы. Во-первых, наши спортсмены только идут к стабильным и высоким результатам на международной арене. Во-вторых, наши граждане, в силу целого ряда причин, заняты больше титаническими усилиями в жизнеобеспечении своих семей, соответственно у них остается меньше времени на развлечения, нежели у благополучных жителей, скажем, западных стран. Отсюда и складывается такая закономерность, что болельщиками у нас являются только увлеченные люди, а на Западе это повальная мода. С другой стороны, и от самих спортивных федераций зависит популярность и раскрутка собственных видов спорта. Государством и президентом страны на федерации недвусмысленно возложена задача не только обеспечения высоких спортивных результатов, но и популяризации спорта и здорового образа жизни. Но их реакция на это откровенно слабая. Исключение, пожалуй, составляет Федерация футбола Казахстана, которую в жесткой форме обязывает пропагандироваться УЕФА. Остальные наши федерации пребывают в азиатских спортобъединениях, где организация процесса и спрос гораздо ниже. Зачастую федерации по видам спорта не имеют в штате не то что PR-менеджера, но пресс-атташе. Исходя из этого, хочется сказать, что увеличить объемы спортивного вещания можно только в связке с организацией коммерческого эффекта, а его может обеспечить забота об увеличении численности зрительской аудитории.

- В таком случае, что нужно предпринять для привлечения большей телеаудитории?

- Пока относительно других видов спорта более или менее внушительная аудитория у казахстанского футбола. Его пока трудно сравнивать с лучшими образцами европейских клубных турниров, но, тем не менее, отечественный футбол по количеству привлекаемых зрителей отличается в выгодном свете от соревнований, проводимых в стране по другим видам спорта. Это три-пять тысяч болельщиков на каждой игре чемпионата страны среди команд премьер-лиги. Правда, и это количество аудитории по сравнению с численностью населения Казахстана всего лишь капля в море. Поэтому рост мастерства отечественных спортсменов и PR спортивных соревнований необходимо организовать в незамедлительном, чрезвычайном, шквальном, что называется, порядке! Когда возникнет спрос, можно будет думать об увеличении объема спортивного вещания. Практика показывает, что хорошо распиаренные акции, такие как, например, Азиада, показали, что в целом население страны, хотя и может измордовано добыванием хлеба насущного, но своей эмоциональности, любознательности, увлеченности и любви к родине не растеряло. Вспомните неподдельный интерес и душевный порыв со стороны казахстанцев, которые осознанно, а не по указке сверху заполняли трибуны во время Азиатских игр.

- Совсем недавно программа «Тотальный футбол» отметила десятилетний юбилей. Какой промежуточный итог Вы можете подвести?

- Напомню, что этот проект, производимый в формате классического футбольного обозрения, – единственный проект на республиканском ТВ, но не первый. Были раньше «Планета Футбол» на «Казахстане», «Клуб 11» на КТК. То, что выжили только мы, говорит о том, что нам удается делать конкурентную и востребованную у зрителей программу. На протяжении всех десяти лет истории выхода в эфир у нас наблюдается стабильный зрительский интерес. Иногда наш рейтинг повыше, нежели у, казалось, титанов эфира из общественно-политического формата. Перед тем, как запустить программу в 2001 году, мы много консультировались с коллегами из-за рубежа. В частности, советом и делом помог известный российский футбольный обозреватель Виктор Гусев. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто помогает нам делать этот проект. Особенно ребят из корреспондентской сети агентства «Хабар», которые снимают чемпионат страны в регионах, и футбольные клубы с ФФК, всегда оказывающие посильную организационную помощь.      

- За эти годы у Вас не возникало ли желания сменить формат передачи. Например, увеличить эфирное время, сделать возможным приглашение гостей в студию?

- Мы уже учредили подобный проект под названием «С футболом по жизни», и стоит заметить, что, выходя в эфир в формате ток-шоу, он имел определенный интерес. На сегодняшний день его судьба решается. Вопрос стоит в поиске финансирования. Менять формат «Тотального футбола» я не вижу смысла. Это информационная, репортажная передача, призванная по возможности оперативно и зрелищно осветить те или иные события. В аналитической программе предусматривается немного другой формат. Скрещивать две эти вещи нежелательно. Чересчур разные они по концепции. Но обе востребованы! Хороший пример реализации подобного подхода мы видим в России на НТВ, где есть информационный «Футбольный клуб» и аналитическая «Футбольная ночь».

- Как Вы прокомментируете проблему с отсутствием трансляций ряда гостевых игр национальной сборной Казахстана по футболу?

- Данная проблема лежит на поверхности. Правами на транслирование игр, которые не были показаны, владеет немецкая компания «Sport5». Некогда эта компания была правообладателем показов домашних игр сборной Казахстана за рубежом. В один момент условия, на которых был подписан договор казахстанской стороной и этой организацией, были пересмотрены. В современных условиях они были расценены как грабительские и перестали устраивать казахстанскую сторону.

Полагаю, что казахстанская сторона в лице ФФК, скорее всего, имела право расторгнуть соглашение с данным правообладателем. То есть, раз такое произошло, то, возможно, это оговаривалось. Почему я так утверждаю, потому что эта компания не подала в суд, не пожаловалась в международные инстанции, она просто перестала продавать права нашим общедоступным телеканалам на трансляцию зарубежных матчей сборной. В разговоре со мной руководитель этой компании Кай Поппендик заявил, что, так как они не могут договориться с ФФК по поводу приобретения прав на зарубежный показ домашних матчей сборной Казахстана, продавать права казахстанским телеканалам на имеющиеся у них гостевые игры казахстанской сборной они не будут. То есть это такой рычаг давления со стороны «Sport5» на ФФК, действующий по принципу «или с нами, или больше ни с кем». Нами предполагались неоднократные попытки наладить контакт с этой компанией. Мы объясняли, что есть ФФК, есть не зависящее от него юридически казахстанское телевидение с безвинно страдающей аудиторией и есть компания «Sport5», которая выглядит не в лучшем свете. Однако наши доводы не были услышаны. Мы готовы были заплатить. Благо спонсоры нашлись. Тем не менее, агентство «Хабар» и ТРК «Казахстан», официально участвовавшие в переговорах, получили отказ. В последних случаях, а это были игры сборной в Турции, Азербайджане и Бельгии, «Sport5» передала права на показ казахстанскому телеканалу «Kz-Sport1». Однако загвоздка заключается в том, что данный канал распространяется только в кабельной сети, а у нас в стране, особенно в регионах миллионы граждан не имеют возможности подписаться на кабельное вещание.
 
- На Ваш взгляд, когда должен произойти качественный скачок вперед в спортивной части казахстанского ТВ?

- Этого не нужно ждать. Над этим нужно работать. Я думаю, что с учетом высоких темпов развития нашего государства эта отрасль тоже начнет быстрее выходить на новый виток развития. Нужно объединить усилия телевизионщиков, государства, федераций по видам спорта в решении упомянутых в этой беседе проблем. Тогда ситуация улучшится быстро и профессионально.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

07.12.2011 • 13:38 1789

Поделиться
Тимур Камашев: «Пока спортивное вещание на телеканалах составляет мизерную долю!»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus