Урожай есть, теперь нужны вагоны

30.11.2011 • 14:50 1620

Урожай есть, теперь нужны вагоны

Главная проблема в экспорте зерна – отсутствие транспорта для его перевозки на международные рынки

В этом году в Казахстане рекордный урожай зерна – впервые за 60 лет собрано 29,7 млн тонн. Для сравнения: в прошлом году из-за засухи Казахстан собрал только 12,2 млн тонн.

Президент Нурсултан Назарбаев похвалил казахстанцев: «Тридцать млн тонн зерна – это победа, счастье, успех» и наградил 200 лучших аграриев, однако заметил, что Казахстан столкнулся с кризисом перепроизводства. «У нас сейчас вопрос: куда девать эту пшеницу?», – сказал глава государства, выступая на республиканском форуме агропромышленного комплекса. Мы попросили прокомментировать ситуацию с зерном председателя правления АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» Бейбитхана Кабдрахманова.

-  Бейбитхан Оразханович, то и дело появляется информация, что элеваторы зерном уже переполняются и их не хватает, закупочная цена зерна падает… Что же на самом происходит?

- В Казахстане 217 лицензионных хлебоприемных предприятий общей вместимостью 13,5 млн тонн зерна. Есть и нелицензированные хлебоприемные пункты, которые могут хранить 8-9 млн тонн пшеницы. С 1991 года в Казахстане построено 58 новых хлебоприемных предприятий, и, в целом, мощности по хранению зерна, как видите, превышают 22 млн тонн. К тому же, сейчас многие фермеры установили в своих хозяйствах сушильно-очистительное оборудование и могут хранить на складах свое зерно до самой весны без каких-либо потерь. Это еще 2,5 млн тонн.

- По октябрьским данным Минсельхоза, которые озвучил министр Мамытбеков, на казахстанских хлебоприемных предприятиях свободно 30-40% емкостей.

- Ситуация в целом такова: да, случается, что близлежащие хлебоприемные пункты переполнены, однако крестьяне в такой ситуации сами не хотят везти свой урожай в соседние пункты приема зерна – просто хотят сэкономить. Поэтому правительство дало указание перебрасывать часть зерна из зерносеющих областей в регионы, где есть свободные хранилища. Продкорпорация намерена перевезти 500 тыс. тонн пшеницы в хранилища западных, восточных и южных областей.

Правительство уже неоднократно заявляло, что проблем с хранением зерна в Казахстане нет и все разговоры о том, что выращенный урожай пшеницы не поместится на элеваторах и в хлебоприемниках, не имеют под собой оснований.

- А что с ценой зерна?

- Еще с 1 сентября Продкорпорация начала закуп зерна по 25 тыс. тенге за тонну. Все проходит абсолютно прозрачно – на местах созданы рабочие комиссии по отбору потенциальных поставщиков, в их состав вошли и представители Продкорпорации, НДП «Нур Отан», акиматов, структур холдинга «КазАгро».

Заявки на продажу урожая принимаются во всех региональных представительствах Продкорпорации. В этом году мы максимально упростили процедуру сбора документов для подачи заявки: вместо 14 документов нужно подать в два раза меньше – всего 7. Естественно, зерно без документов мы принять не можем – нам нужно знать, у кого мы его покупаем и действительно ли его владелец является сельхозтоваропроизводителем.

Мы закупили к плановым 5 млн тонн еще 3 млн тонн сверх плана по цене 16 500 тенге. То есть суммарно 8 млн, поскольку урожай в этом году, как вы знаете, очень высокий. Я считаю, это решение – большая помощь для сельхозтоваропроизводителей. Благодаря принятым нами мерам излишки зерна на рынке скуплены, а аграрии смогли вовремя расплатиться с долгами и получить прибыль.

- Почему же цена пшеницы так отличается?

- Цена сложилось из расчета себестоимости пшеницы урожая 2011 года, которая составляет около 16 000 тенге. Аграриям совершенно не обязательно продавать нам дополнительное зерно по 16 500 тенге за тонну: каждый производитель зерна имеет право продавать свою продукцию как корпорации, так и на свободном рынке. Просто закуп корпорацией является своеобразной «подушкой безопасности», предохраняющей казахстанских аграриев от продажи своего зерна ниже себестоимости.

Добавлю, что в первую очередь мы покупаем пшеницу у мелких и средних сельхозтоваропроизводителей – у которых нет доступа к международным рынкам. Это позволяет сдержать дальнейшее падение цен на внутреннем рынке, улучшить финансовое положение таких аграриев и подготовиться им к весенним полевым работам на следующий год.

- Кроме вопроса – как собрать рекордный урожай и куда его положить – нам важно найти новые рынки сбыта для растущих объемов зерна. Казахстан потребляет всего 8 миллионов тонн, стабильно экспортирует еще около 15-16 миллионов тонн. И ведь все равно еще остается! Как быть с этим «остатком»?

- Наше зерно весьма конкурентоспособно и по качеству, и по цене. В планах у нас выход на огромные рынки Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии – через территорию России и Китая. Кроме того, в США и странах Европейского союза, которые являются самыми крупными поставщиками зерна на мировые рынки, из-за неблагоприятных погодных условий производство пшеницы заметно сократилось. Это значит, что наше зерно сможет занять ниши, освобожденные Америкой и Европой. В России и на Украине же урожай хоть и высокий, но не рекордный.

- Но ведь, к сожалению, доставка зерна на такие расстояния значительно увеличивает его цену?

- Правительство сейчас выделяет отечественным экспортерам субсидии для частичного возмещения транспортных расходов в размере $40/тонну перевезенной пшеницы. На эти цели выделено 15 млрд тенге, из них 5 млрд – из бюджета текущегогода, оставшиеся 10 будет выделено из бюджета следующего года.

- Но ведь проблема с дефицитом вагонов еще не решена?

- Да, и эту проблему нам нужно решить в первую очередь. Ненадежность поставок из Казахстана – один из главных факторов снижения конкурентоспособности нашего зерна. Ежемесячно нам нужно вывозить около миллиона тонн зерна, а мы вывозим только половину. Причина та же, что и годами ранее: острый дефицит вагонов-зерновозов.

В распоряжении компании «Казахстан темир жолы» чуть более 5 000 зерновозов, многие из них морально устарели и требуют замены – ведь им уже более 30 лет. Хотя сейчас есть договоренность с российской стороной на аренду еще пяти тысяч зерновозов, но мы вынуждены ждать, пока они освободятся – Россия ведь является крупнейшим в мире производителем и экспортером зерна.

Плюс до своего покупателя казахстанское зерно идет в два-три раза дольше, чем из России или Украины, поскольку мы находимся далеко от ключевых морских торговых портов. Время возврата вагонов – почти месяц. За это время на рынке может произойти значительное изменение цены зерна, а это – большой риск для покупателя. Многие предпочитают контракты с меньшими рисками. Кроме того, порой наши поставщики срывают даже столь значительные сроки доставки зерна – поскольку, как я уже говорил, им не хватает вагонов-зерновозов.

В нынешнем году мы вынуждены перебрасывать часть существующего парка зерновозов с экспорта на перевозку зерна внутри страны для освобождения элеваторов зерносеющих областей и перевозку нового урожая, что усложняет ситуацию с вагонами.

- Почему бы нам не создать для этой цели, скажем, нацкомпанию и не купить собственные вагоны?

- Правительство уже не раз обсуждало вопрос приобретения 5-6 тысяч вагонов, но пока от такой идеи отказываются, объясняя, что это будут узкоспециализированные вагоны, которые большую часть года будут просто простаивать, что очень невыгодно.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

30.11.2011 • 14:50 1620

Поделиться
Урожай есть, теперь нужны вагоны
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus