23.11.2011 • 16:07 1296

Ринат Ахматьянов: «Страховщики мыслят позитивно»

Не секрет, что казахстанский рынок страхования характеризуется низким уровнем добровольного страхования. Пока граждане нашей страны не видят необходимости страховать себя от ударов судьбы. Однако страховой рынок не стоит на месте, и отечественные компании стараются переломить данный тренд. О своем вкладе в эту работу и в целом о тенденциях на рынке в интервью «Капитал.kz» рассказал председатель правления СК «Номад Иншуранс» Ринат Ахматьянов.

– На Ваш взгляд, каковы основные тенденции на рынке страхования?

– Рынок страхования в Казахстане находится в фазе динамического роста и дальнейшего развития. Если смотреть глобально, то за девять месяцев текущего года, по данным КФН НБРК (комитет финнадзора Нацбанка), рынок активно развивается, более того, он вырос на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые девять месяцев 2011 года совокупный объем страховых премий составил 146 618 млн тенге.  Кроме этого, растет объем премий в целом по рынку на 25%, по обязательным видам страхования – на 33%, по личному страхованию – на 46,3%, по имущественному – на 12%. Рост также был зафиксирован  в премиях по автострахованию.

Это сухие цифры, а что же за ними скрывается на практике? К примеру, чем можно объяснить рост обязательного страховании?

Одним из основных видов обязательного страхования в Казахстане является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО). В первом полугодии текущего года мы ощутили всплеск в этом виде страхования. Причинами можно считать ужесточение требований со стороны дорожной полиции и большой поток автомобилей из-за границы в связи с действием льготных таможенных тарифов.

– Специалисты утверждают, что на казахстанском рынке страхования в основном развито обязательное и корпоративное страхование, тогда как добровольное страхование физических лиц отстает по темпам роста. Действительно ли это так? В чем состоят причины данного положения вещей?

– Безусловно, это именно так. Пока в области страхового ритейла развито только обязательное страхование. К примеру, премии  по ОГПО автовладельцев в нашей республике в прошлом году составили 21 млрд тенге, в то время как премии по добровольному автострахованию «КАСКО» – 3 млрд тенге. То есть очевидно, что сбор премий по  добровольному страхованию в семь раз меньше рынка обязательного. Тогда как в России совершенно иная ситуация, там добровольное страхование автомобиля превалирует в полтора раза.

По моему мнению, данная ситуация свидетельствует о низкой страховой культуре в Казахстане. У наших граждан  пока нет осознания  того, что не стоит оглядываться на кого-то, а нужно  полагаться только на себя. Мы все еще надеемся «на авось». Мы не приучены готовиться к худшему и задумываться о возможных последствиях. Но по опыту нашего северного соседа видно, что постепенно осознание необходимости и полезности страхования придет и в нашу страну. Каждый поймет, что необходимо страховать себя от незапланированных финансовых потерь.

Мы всегда стараемся думать о своих клиентах и действовать для их удобства. К примеру, компания «Номад Иншуранс» открыла свое отделение рядом с административным судом Алматы, куда стекаются на рассмотрение все случаи ДТП по городу. Во-первых, расположение нового отделения удобно для наших клиентов. Во-вторых, в этом отделении действует бесплатная консультация по ДТП для любого желающего. Мы консультируем всех, независимо от того, застрахован автовладелец в нашей компании или в другой. Проводя эти консультации, мы слышим рынок, его предпочтения. Многие из переживших ДТП понимают, что если бы у них был полис КАСКО, то многих проблем можно было бы избежать.

Мы четко понимаем, что со временем добровольное страхование медленно, но все же будет развиваться. Так, в настоящее время мы запускаем проект под названием «Добровольная розница», целью которого будет развитие добровольного автострахования для физических лиц.

- По данным Нацбанка, компания за последний год продемонстрировала значительный рост, и более всего в сегменте автострахования. С чем Вы это связываете?

- «Номад Иншуранс» действительно занимает лидирующие позиции по рынку автострахования. Так, например, по данным на 1 октября 2011 года, объем страховых премий по ОГПО, застрахованным в компании «Номад Иншуранс», составил 3,1 млрд тенге. Эта цифра год назад (на 1 октября 2010 года) составляла 1,78 млрд тенге. Таким образом, прирост за год составил 73%. Такой же прирост мы получили и по страхованию КАСКО. По итогам девяти месяцев текущего года каждый пятый автовладелец в Казахстане застрахован в нашей компании. Мы располагаем самой широкой агентской сетью – это 3500 специалистов. Ежемесячно мы заключаем более 40 тыс. контрактов с нашими клиентами.

– Какая доля прибыли компании формируется за счет страхования, а какая – за счет инвестиционного дохода?

– На текущий период времени за счет страхования формируется 85-87% прибыли, а 13-15% – инвестиционный доход. Это в принципе достаточно распространенный случай распределения доходности.

Учитывая то, что мы распоряжаемся не своими средствами, наш подход к инвестициям достаточно консервативен. Мы не делаем спекулятивных сделок. Мы приобретаем ценные бумаги с высоким рейтингом, «голубые фишки» и т.п. Наша текущая доходность портфеля составляет 7,8-8,2%, что достаточно высоко и вполне устраивает нас.

– А как распределяется Ваш доход? Сколько в нем составляют договоры с юридическими лицами, сколько с физическими?

– На сегодняшний день около 60% доходов компании «Номад Иншуранс» составляют договоры с физическими лицами, а 40% – с юридическими. Идеальное видение компании – это соотношение 50 на 50. Именно на этом и базируется наша стратегия, в соответствии с которой в этом году мы должны стать лидером по страхованию физических лиц, в 2013 году – лидером по страхованию МСБ, а  к  2015 году – стать лидерами на рынке страхования крупного бизнеса. Эту стратегию мы разрабатывали еще в 2007 году и пока достаточно успешно ее реализовываем.

– На Западе, как известно, сотни видов страхования. В Казахстане же пока существует около 45. Как Вы считаете, должен ли рынок опережать потребности клиентов? Предлагать какой-то продукт, который будет интересен здесь и сейчас?

– Конечно, да. Каждый предприниматель должен следить за ситуацией на рынке, отслеживать  и предугадывать потребности своих клиентов. Так,  весной этого года  мы запустили новый страховой продукт – «Антиклещ». Многие иностранные  компании проявили большой интерес к этому виду страхования.

Всего семь лет назад страхование «КАСКО» без вызова дорожной полиции не предоставляла ни одна из страховых компаний, а сейчас данный вид представлен в портфеле продуктов любой страховой компании. Не надо предлагать что-то экзотическое и оторванное от реальности. Нужно смотреть за современной ситуацией и соответствовать ей.

- Буквально на днях Вы объявили о запуске нового для Казахстана продукта – страхование от поломок. Расскажите подробнее.

-   До ноября 2011 года «классическое» казахстанское страхование предлагало клиентам защиту только по четырем группам рисков, связанных с эксплуатацией авто (ДТП, кража, стихийные бедствия, угон), в то время как в развитых странах страхование от поломок существует давно и является достаточно популярным видом страхования. Теперь компания «Номад Иншуранс» впервые в Казахстане готова предложить казахстанцам страхование от поломок. Эта программа страхования предполагает покрытие случаев механических поломок.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

23.11.2011 • 16:07 1296

Loading...