Не секрет, что казахстанский рынок страхования характеризуется низким уровнем добровольного страхования. Пока граждане нашей страны не видят необходимости страховать себя от ударов судьбы. Однако страховой рынок не стоит на месте, и отечественные компании стараются переломить данный тренд. О своем вкладе в эту работу и в целом о тенденциях на рынке в интервью «Капитал.kz» рассказал председатель правления СК «Номад Иншуранс» Ринат Ахматьянов.
– На Ваш взгляд, каковы основные тенденции на рынке страхования?
– Рынок страхования в Казахстане находится в фазе динамического роста и дальнейшего развития. Если смотреть глобально, то за девять месяцев текущего года, по данным КФН НБРК (комитет финнадзора Нацбанка), рынок активно развивается, более того, он вырос на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые девять месяцев 2011 года совокупный объем страховых премий составил 146 618 млн тенге. Кроме этого, растет объем премий в целом по рынку на 25%, по обязательным видам страхования – на 33%, по личному страхованию – на 46,3%, по имущественному – на 12%. Рост также был зафиксирован в премиях по автострахованию.
Это сухие цифры, а что же за ними скрывается на практике? К примеру, чем можно объяснить рост обязательного страховании?
Одним из основных видов обязательного страхования в Казахстане является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО). В первом полугодии текущего года мы ощутили всплеск в этом виде страхования. Причинами можно считать ужесточение требований со стороны дорожной полиции и большой поток автомобилей из-за границы в связи с действием льготных таможенных тарифов.
– Специалисты утверждают, что на казахстанском рынке страхования в основном развито обязательное и корпоративное страхование, тогда как добровольное страхование физических лиц отстает по темпам роста. Действительно ли это так? В чем состоят причины данного положения вещей?
– Безусловно, это именно так. Пока в области страхового ритейла развито только обязательное страхование. К примеру, премии по ОГПО автовладельцев в нашей республике в прошлом году составили 21 млрд тенге, в то время как премии по добровольному автострахованию «КАСКО» – 3 млрд тенге. То есть очевидно, что сбор премий по добровольному страхованию в семь раз меньше рынка обязательного. Тогда как в России совершенно иная ситуация, там добровольное страхование автомобиля превалирует в полтора раза.
По моему мнению, данная ситуация свидетельствует о низкой страховой культуре в Казахстане. У наших граждан пока нет осознания того, что не стоит оглядываться на кого-то, а нужно полагаться только на себя. Мы все еще надеемся «на авось». Мы не приучены готовиться к худшему и задумываться о возможных последствиях. Но по опыту нашего северного соседа видно, что постепенно осознание необходимости и полезности страхования придет и в нашу страну. Каждый поймет, что необходимо страховать себя от незапланированных финансовых потерь.
Мы всегда стараемся думать о своих клиентах и действовать для их удобства. К примеру, компания «Номад Иншуранс» открыла свое отделение рядом с административным судом Алматы, куда стекаются на рассмотрение все случаи ДТП по городу. Во-первых, расположение нового отделения удобно для наших клиентов. Во-вторых, в этом отделении действует бесплатная консультация по ДТП для любого желающего. Мы консультируем всех, независимо от того, застрахован автовладелец в нашей компании или в другой. Проводя эти консультации, мы слышим рынок, его предпочтения. Многие из переживших ДТП понимают, что если бы у них был полис КАСКО, то многих проблем можно было бы избежать.
Мы четко понимаем, что со временем добровольное страхование медленно, но все же будет развиваться. Так, в настоящее время мы запускаем проект под названием «Добровольная розница», целью которого будет развитие добровольного автострахования для физических лиц.
- По данным Нацбанка, компания за последний год продемонстрировала значительный рост, и более всего в сегменте автострахования. С чем Вы это связываете?
- «Номад Иншуранс» действительно занимает лидирующие позиции по рынку автострахования. Так, например, по данным на 1 октября 2011 года, объем страховых премий по ОГПО, застрахованным в компании «Номад Иншуранс», составил 3,1 млрд тенге. Эта цифра год назад (на 1 октября 2010 года) составляла 1,78 млрд тенге. Таким образом, прирост за год составил 73%. Такой же прирост мы получили и по страхованию КАСКО. По итогам девяти месяцев текущего года каждый пятый автовладелец в Казахстане застрахован в нашей компании. Мы располагаем самой широкой агентской сетью – это 3500 специалистов. Ежемесячно мы заключаем более 40 тыс. контрактов с нашими клиентами.
– Какая доля прибыли компании формируется за счет страхования, а какая – за счет инвестиционного дохода?
– На текущий период времени за счет страхования формируется 85-87% прибыли, а 13-15% – инвестиционный доход. Это в принципе достаточно распространенный случай распределения доходности.
Учитывая то, что мы распоряжаемся не своими средствами, наш подход к инвестициям достаточно консервативен. Мы не делаем спекулятивных сделок. Мы приобретаем ценные бумаги с высоким рейтингом, «голубые фишки» и т.п. Наша текущая доходность портфеля составляет 7,8-8,2%, что достаточно высоко и вполне устраивает нас.
– А как распределяется Ваш доход? Сколько в нем составляют договоры с юридическими лицами, сколько с физическими?
– На сегодняшний день около 60% доходов компании «Номад Иншуранс» составляют договоры с физическими лицами, а 40% – с юридическими. Идеальное видение компании – это соотношение 50 на 50. Именно на этом и базируется наша стратегия, в соответствии с которой в этом году мы должны стать лидером по страхованию физических лиц, в 2013 году – лидером по страхованию МСБ, а к 2015 году – стать лидерами на рынке страхования крупного бизнеса. Эту стратегию мы разрабатывали еще в 2007 году и пока достаточно успешно ее реализовываем.
– На Западе, как известно, сотни видов страхования. В Казахстане же пока существует около 45. Как Вы считаете, должен ли рынок опережать потребности клиентов? Предлагать какой-то продукт, который будет интересен здесь и сейчас?
– Конечно, да. Каждый предприниматель должен следить за ситуацией на рынке, отслеживать и предугадывать потребности своих клиентов. Так, весной этого года мы запустили новый страховой продукт – «Антиклещ». Многие иностранные компании проявили большой интерес к этому виду страхования.
Всего семь лет назад страхование «КАСКО» без вызова дорожной полиции не предоставляла ни одна из страховых компаний, а сейчас данный вид представлен в портфеле продуктов любой страховой компании. Не надо предлагать что-то экзотическое и оторванное от реальности. Нужно смотреть за современной ситуацией и соответствовать ей.
- Буквально на днях Вы объявили о запуске нового для Казахстана продукта – страхование от поломок. Расскажите подробнее.
- До ноября 2011 года «классическое» казахстанское страхование предлагало клиентам защиту только по четырем группам рисков, связанных с эксплуатацией авто (ДТП, кража, стихийные бедствия, угон), в то время как в развитых странах страхование от поломок существует давно и является достаточно популярным видом страхования. Теперь компания «Номад Иншуранс» впервые в Казахстане готова предложить казахстанцам страхование от поломок. Эта программа страхования предполагает покрытие случаев механических поломок.