Казахстан станет «Олимпом» логистики,

16.11.2011 • 09:30 1335

Казахстан станет «Олимпом» логистики,

когда возродит Шелковый путь

В XVI веке «транспортная» жизнь Великого шелкового пути замерла – во многом из-за сухопутных границ новых государств и конкуренции со стороны морских перевозок. И только в конце XIX столетия началась его «реанимация», которая продолжается до сих пор. Контейнерные перевозки позволили удешевить железнодорожную доставку и значительно увеличить ее скорость. В таких условиях у Казахстана есть все шансы снова стать центром мировой логистики, считают специалисты.

Эти тенденции обсуждали на завершившемся в Астане I Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «Шелковый путь 2011», организованном нацкомпанией «Казахстан темир жолы».

«В ближайшие 100 лет у Казахстана будет возрождение с точки зрения географического потенциала. Это будет «Олимп» нашего транзитного потенциала. Нам будут нужны кадры – специалисты по логистике в широком понимании: доставка грузов, перемещение их и связанные с этим формальности», – отмечает Ахметнур Балгукбаев, директор ТОО «RTL-Kazakhstan».

В кризис грузоперевозки по всему миру стали одним из самых уязвимых секторов. Первое, на чем стали экономить клиенты, сетуют экспедиторы, – доставка. Грузопоток из Европы в Россию сократился наполовину, по России – на 40%, однако Казахстан оказался в более выигрышной ситуации благодаря соседству с Китаем. Но пока наша транспортная инфраструктура все еще остается типичной для «колониальной окраины», приспособленной главным образом для вывоза сырья.

«Основная масса грузов из Казахстана следовала в РСФСР, откуда шел обратный грузопоток. В этом Советский Союз удивительно последовательно унаследовал транспортную политику Российской империи. Итог: Казахстан оказался прочерчен вдоль и поперек несколькими железнодорожными линиями – Среднесибирской железными дорогами, Турксибом. Причем эти дороги не образовывали единой сети линий на территории Казахстана, из-за чего в Центральном Казахстане образовался огромный по площади район со слаборазвитыми коммуникациями. Казахстан в советское время вообще не имел транзитного потенциала. Железная дорога Актогай – Достык была построена в 1959-1960 годах, однако соединена была со станцией Алашанькоу Урумчинской дороги только в 1990 году, с открытием движения в 1991 году. И теперь это главные транспортные ворота в Китай», – комментирует Дмитрий Верхотуров, эксперт ОФ «Центрально-Азиатский институт развития».

Хотя в целом инфраструктура в стране до сих пор развита плохо, считает он. Не хватает как развития маршрутов, так и пропускной способности дорог, терминалов, современных транспортных средств. Пока Казахстан «не достает» ни до Европы, ни до Азии. Дмитрий Верхотуров уверен, что нам нужно создать национальную транспортную компанию, которая сможет работать с контейнерным грузопотоком по всему миру и будет иметь подходящий контейнерный парк, подвижной состав железных дорог, морские суда, автомобили, а также железнодорожные и портовые терминалы.

По словам Аскара Мамина, президента АО НК «КТЖ», пока мы занимаем небольшую долю в общем объеме контейнерных перевозок, однако проект на Хоргосе даст огромный импульс их развитию. «Уже началось экспериментальное прохождение контейнерных поездов по территории Казахстана – мы даем одну из самых высоких скоростей в сутки. Мы начнем устанавливать сквозные ставки с горизонтом 5-7 лет, это будет хороший стимул для наших клиентов», – говорит г-н Мамин.

«Казахстану надо создать привлекательный логистический каркас. Географическое положение – это данность. А сделать его уникальным – это наш труд и наши решения. Пока это всего лишь положение. Будущие коридоры и инфраструктура, которые мы создадим, должны работать как «шелковые» – тогда и будет эффективность», – считает Гафур Исхан, председатель совета директоров АО «Транко».

По мнению Салмана Бабаева, вице-президента ОАО «РЖД», без Казахстана у Российских железных дорог не получится самостоятельно строить свою транспортную политику. «Мы – продолжение друг друга. Половина железнодорожного объема России связана с Казахстаном – это 74 млн тонн грузов за 10 месяцев текущего года. Даже выше, чем в докризисный период», – отмечает он.

По данным Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, в 2020 году общий объем транзитных перевозок увеличится в три раза и достигнет 40 млн тонн. Уже сейчас транзит приносит нашей стране более полумиллиарда долларов в год.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

16.11.2011 • 09:30 1335

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Казахстан станет «Олимпом» логистики,
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика