USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
89.20$
-1.210
BTC
61830.10$
-1705.800

Казахстан станет «Олимпом» логистики,

когда возродит Шелковый путь В XVI веке «транспортная» жизнь Великого шелкового пути замерла – во многом из-за сухопутных гр...

Share
Share
Share
Tweet
Share

когда возродит Шелковый путь

В XVI веке «транспортная» жизнь Великого шелкового пути замерла – во многом из-за сухопутных границ новых государств и конкуренции со стороны морских перевозок. И только в конце XIX столетия началась его «реанимация», которая продолжается до сих пор. Контейнерные перевозки позволили удешевить железнодорожную доставку и значительно увеличить ее скорость. В таких условиях у Казахстана есть все шансы снова стать центром мировой логистики, считают специалисты.

Эти тенденции обсуждали на завершившемся в Астане I Международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «Шелковый путь 2011», организованном нацкомпанией «Казахстан темир жолы».

«В ближайшие 100 лет у Казахстана будет возрождение с точки зрения географического потенциала. Это будет «Олимп» нашего транзитного потенциала. Нам будут нужны кадры – специалисты по логистике в широком понимании: доставка грузов, перемещение их и связанные с этим формальности», – отмечает Ахметнур Балгукбаев, директор ТОО «RTL-Kazakhstan».

В кризис грузоперевозки по всему миру стали одним из самых уязвимых секторов. Первое, на чем стали экономить клиенты, сетуют экспедиторы, – доставка. Грузопоток из Европы в Россию сократился наполовину, по России – на 40%, однако Казахстан оказался в более выигрышной ситуации благодаря соседству с Китаем. Но пока наша транспортная инфраструктура все еще остается типичной для «колониальной окраины», приспособленной главным образом для вывоза сырья.

«Основная масса грузов из Казахстана следовала в РСФСР, откуда шел обратный грузопоток. В этом Советский Союз удивительно последовательно унаследовал транспортную политику Российской империи. Итог: Казахстан оказался прочерчен вдоль и поперек несколькими железнодорожными линиями – Среднесибирской железными дорогами, Турксибом. Причем эти дороги не образовывали единой сети линий на территории Казахстана, из-за чего в Центральном Казахстане образовался огромный по площади район со слаборазвитыми коммуникациями. Казахстан в советское время вообще не имел транзитного потенциала. Железная дорога Актогай – Достык была построена в 1959-1960 годах, однако соединена была со станцией Алашанькоу Урумчинской дороги только в 1990 году, с открытием движения в 1991 году. И теперь это главные транспортные ворота в Китай», – комментирует Дмитрий Верхотуров, эксперт ОФ «Центрально-Азиатский институт развития».

Хотя в целом инфраструктура в стране до сих пор развита плохо, считает он. Не хватает как развития маршрутов, так и пропускной способности дорог, терминалов, современных транспортных средств. Пока Казахстан «не достает» ни до Европы, ни до Азии. Дмитрий Верхотуров уверен, что нам нужно создать национальную транспортную компанию, которая сможет работать с контейнерным грузопотоком по всему миру и будет иметь подходящий контейнерный парк, подвижной состав железных дорог, морские суда, автомобили, а также железнодорожные и портовые терминалы.

По словам Аскара Мамина, президента АО НК «КТЖ», пока мы занимаем небольшую долю в общем объеме контейнерных перевозок, однако проект на Хоргосе даст огромный импульс их развитию. «Уже началось экспериментальное прохождение контейнерных поездов по территории Казахстана – мы даем одну из самых высоких скоростей в сутки. Мы начнем устанавливать сквозные ставки с горизонтом 5-7 лет, это будет хороший стимул для наших клиентов», – говорит г-н Мамин.

«Казахстану надо создать привлекательный логистический каркас. Географическое положение – это данность. А сделать его уникальным – это наш труд и наши решения. Пока это всего лишь положение. Будущие коридоры и инфраструктура, которые мы создадим, должны работать как «шелковые» – тогда и будет эффективность», – считает Гафур Исхан, председатель совета директоров АО «Транко».

По мнению Салмана Бабаева, вице-президента ОАО «РЖД», без Казахстана у Российских железных дорог не получится самостоятельно строить свою транспортную политику. «Мы – продолжение друг друга. Половина железнодорожного объема России связана с Казахстаном – это 74 млн тонн грузов за 10 месяцев текущего года. Даже выше, чем в докризисный период», – отмечает он.

По данным Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, в 2020 году общий объем транзитных перевозок увеличится в три раза и достигнет 40 млн тонн. Уже сейчас транзит приносит нашей стране более полумиллиарда долларов в год.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.