Сергей Ситников: «Конкуренция вынуждает лечить лучше»

09.11.2011 • 15:35 3381

Сергей Ситников: «Конкуренция вынуждает лечить лучше»

В Алматы свои услуги предоставляют около 900 медицинских центров. За последние два года их количество увеличилось почти на сотню. О том, как конкуренция среди частных клиник влияет на качество услуг и насколько привлекателен данный бизнес для инвестиций рассказывает председатель совета Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения Сергей Ситников.

- Как Вы считаете, готовы ли казахстанцы, испробовавшие сервис и качество клиник стран Европы и США, поменять свое предпочтение в пользу отечественных медицинских центров?

- Существенно изменить отношение людей к отечественному здравоохранению должны помочь принимаемые в республике программы развития и реформирования отечественного здравоохранения. В настоящее время осуществляется реализация государственной программы на 2011-2015 годы «Саламатты ?аза?стан». В данном проекте отмечены существующие проблемы, пути их решения и приоритетные направления. Главными критериями успешной реализации станут оптимальность и эффективность принимаемых тактических решений.

В любом случае, быстрого положительного эффекта ждать не стоит. Слишком много необходимо решить сопутствующих проблем: от качественной подготовки специалистов до эффективной борьбы с коррупцией и вымогательством в здравоохранении. Нужен постоянный мониторинг проблемных вопросов, с помощью которого можно будет добиваться их устранения. Именно эффективная борьба с озвученными  проблемами (уже) должна повысить имидж здравоохранения и вернуть доверие потребителей. Могу только отметить, что из-за опережающего роста населения Алматы, несмотря на активный ввод новых государственных объектов здравоохранения, обеспечение города государственными амбулаторно-поликлиническими центрами не достигнуто в полном объеме.

- Формирует ли Ваша ассоциация рейтинг популярных частных клиник Алматы?

- Нет. В этом нет необходимости. Наша ассоциация не занимается лоббированием отдельных коммерческих клиник в ущерб остальным. Что касается сети государственных медицинских центров, то составление рейтинга и информирование его результатов среди населения действительно способно помочь в выборе медицинской организации. Если говорить о структуре частных медицинских центров в Алматы, то могу отметить, что первое место в списке занимают стоматологические клиники – 33,7%. На второй позиции   многопрофильные центры – 28%. Третье место за медицинскими организациями, оказывающими услуги по дерматокосметологии, – 6,8%. Замыкают список услуги по доврачебной помощи – 5,7% и офтальмологии – 4,4 %. В 2010 году объем амбулаторной помощи, оказанной частными клиниками и частнопрактикующими врачами, вырос до 3,2 млн посещений или 22,6% от всех амбулаторно-поликлинических посещений в Алматы.

- В чем, по Вашему мнению, заключается разница российского и казахстанского рынков коммерческой медицины?

- Развитие коммерческого сектора здравоохранения в Казахстане и России различается существенно. Одна из причин – квалификация специалистов. Не секрет, что после развала СССР высококвалифицированные специалисты, в большинстве своем, эмигрировали именно в Россию. Кроме того, именно у соседей были сконцентрированы ведущие государственные центры и медицинские вузы. С введением единого экономического пространства привлечение российских специалистов, как и приток капитала в частный сектор здравоохранения, будет усиливаться. Если говорить о новых, заимствованных видах услуг и их приживаемости в Казахстане, то для их появления мало одного желания, требуется наличие соответствующего оборудования, специалистов, возможность соблюдения требуемых санитарных норм и правил, а также должны быть необходимые лекарственные препараты. Могу отметить, что появление новых для Казахстана медицинских услуг – достаточно интенсивный процесс, которому государство уделяет большое внимание.

- Сергей Петрович, какие, на Ваш взгляд, события в сфере здравоохранения за последние 2 года можно назвать значимыми для республики?

- Во-первых, с 1 января 2010 года по всей стране была внедрена Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ). Также указом президента Казахстана утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты ?аза?стан» на 2011-2015 годы. В текущем году было предусмотрено увеличение заработной платы врачей на 30% и запуск еще одного лечебно-диагностического поезда. За последние три года в регионах построено 100 медицинских центров и многопрофильных больниц, отвечающих современным требованиям. В партнерстве с признанными международными научными центрами в Астане создается Центр наук о жизни, в котором будут разрабатываться эффективные методы предупреждения, диагностики и лечения рака, сердечнососудистых и других болезней. Здесь будут проводиться научные исследования в области генома человека, трансплантации органов и тканей, применения стволовых клеток, биоинженерии и медицины долголетия. На перспективу до 2015 года – строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник. По информации пресс-службы президента РК, финансирование медицины за 5 лет выросло почти в 4 раза и сейчас составляет более 660 млрд тенге. Все эти происходящие изменения в данной отрасли благоприятно влияют на развитие и дальнейшее повышение престижа. Можно сделать вывод о положительном прогнозе на будущее для формирования и развития услуг медицинских организаций в нашей республике.

- Согласно данным Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения, количество медицинских центров с каждым годом только увеличивается. Рынок можно назвать привлекательным для инвестиций?

- Наблюдаемый рост количества коммерческих медицинских центров за последние годы мы считаем закономерным. Данный факт лишний раз подтверждает привлекательность инвестиций в бизнес. Кроме того, можно отметить и стабильное повышение спроса на обследование и лечение в коммерческих клиниках города.

- Как повлиял финансовый кризис на рынок коммерческих медицинских центров и стоимость их услуг?

- Наша ассоциация не ведет мониторинга цен на медицинские услуги. По данным управления здравоохранения Алматы, доходы государственных медицинских организаций от оказания платных услуг в прошлом году составляли около 4 млрд тенге. Цена за медицинские услуги сформирована в расчете от прямых, косвенных расходов, планируемой рентабельности и определяется в каждом медицинском центре самостоятельно. Влияние на стоимость оказывает и соотношение спроса и предложения на конкретную услугу, и ее цена в государственном секторе здравоохранения. Менее всего пострадали от кризиса именно многопрофильные медицинские центры и клиники, оказывающие дерматокосметологические услуги. В условиях жесткой конкуренции на рынке сохранили свои позиции хозяйствующие субъекты, предлагавшие населению качественные услуги, использующие новые технологии, применяющие современную аппаратуру с высокопрофессиональными кадрами. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса также позитивно подействовала на развитие частного сектора здравоохранения. Для развития и формирования рынка медицинских услуг в течение последних семи лет условия методично совершенствовались. Соперничество как в кризисный, так и в докризисный период всегда существовало на рынке медицинских услуг. Конкурентоспособность, а значит и жизнеспособность, зависит, прежде всего, от наличия квалифицированных кадров, внедрения передовых методов лечения, сервиса, внутренней организации работы центра. В целом, именно конкуренция – фактор, позитивно влияющий на качество медицинских услуг.

- Медицина – это сфера услуг, где кадры действительно решают многое. Как влияет конкуренция на профессиональный рост специалистов коммерческих медицинских центров?

- Кадровый вопрос – один из ключевых факторов конкурентоспособности. Частный сектор здравоохранения в последние годы испытывает сложности с привлечением квалифицированных специалистов с достаточным опытом работы. Имеет место и «переманивание» работников с обещаниями более высокой зарплаты и лучшими условиями труда. В последние годы более широкое применение получает привлечение кадров из России и дальнего зарубежья. Лично я отношусь к этому спокойно. Ведь это доказательство конкуренции за специалистов, которые приносят прибыль центру. Но главное, «переманивание» стимулирует работу с персоналом. Это приводит к улучшению условий для начисления зарплаты, финансированию и долевому финансированию профессиональных курсов повышения квалификации за рубежом. Более широкое применение на сегодня получает и привлечение к консультациям и лечению пациентов ведущих врачей из ближнего, прежде всего из России, и дальнего зарубежья. Опытный специалист любого профиля востребован всегда. Хочу отметить, частный сектор в постоянном поиске сегмента рынка, где спрос превышает предложение. Чтобы занять эту нишу, необходимо не только оборудование, но и переобучение кадров и их соответствующая квалификация. Однозначно определить, специалисты какого профиля на сегодня наиболее востребованы на рынке медицинских услуг, невозможно. Государственный сектор здравоохранения, с моей точки зрения, испытывает нехватку опытных участковых терапевтов и педиатров, врачей-лаборантов, специалистов лучевой диагностики, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов.

- Что можно предложить для развития большей привлекательности коммерческой медицины в регионах, а не только в Астане и Алматы, что необходимо предпринять?

- Однозначно ответить сложно. Сегодня много внимания уделяется развитию малого и среднего бизнеса, снятию бюрократических барьеров, государственному контролю и надзору. Но большое значение имеют общий уровень развития региона, отсутствие дефицита медицинских кадров, финансовые возможности предпринимателей и платежеспособность населения. В каждом областном центре имеется свой рынок медицинских услуг. Надо добавить, что ведущие медицинские центры Алматы достаточно давно начали создавать свои филиалы в регионах, что также способствовало развитию рынка медицинских услуг и развитию конкуренции. В принципе, привлекательность любого бизнеса, не только рынка медицинских услуг, напрямую связана с уровнем спроса и предложения в конкретной «нише».

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

09.11.2011 • 15:35 3381

Поделиться
Сергей Ситников: «Конкуренция вынуждает лечить лучше»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus