09.11.2011 • 15:18 686

Кто не рискует?

Многие компании пока не готовятся к столь ожидаемой второй волне кризиса

Компании должны быть готовы к неблагоприятным переменам на казахстанском рынке. Экономический кризис менее всего застанет врасплох компании с грамотным менеджментом, дальновидным руководителем, способным всегда «держать руку на пульсе». «Разовые меры по преодолению кризиса, сокращение финансовых издержек – лишь временная панацея. Необходимы глобальные преобразования, смена тактики и, соответственно, стратегии», – говорит Дина Абылхожина, директор по развитию бизнеса агентства Optimum Consulting Services.

Большинство казахстанских компаний не ожидают второй волны кризиса. Об этом говорят результаты опроса, проведенного рекрутинговой компанией Antal Kazakhstan среди 200 компаний. Так, 53% компаний, работающих на территории Казахстана, уверены, что повторного спада в экономике не произойдет. Больше половины опрошенных представителей компаний считают, что они не ожидают повторения экономического спада 2008 года и никак к нему не готовятся.

Несмотря на это, 14% респондентов сообщили, что они опасаются новой рецессии и готовятся к ней. В качестве основных превентивных мер они назвали более пристальный контроль над затратами, оптимизацию организационной структуры компании, подбор профессионалов, востребованных в кризисный период, диверсификацию бизнеса, а также конкурентоспособные цены и повышение качества обслуживания для удержания ценных клиентов.


Еще треть опрошенных (33%) рассказали, что в их компании предполагают наступление «второй волны», однако не предпринимают никаких действий в связи с этим. «Компании, которые все-таки ожидают экономического спада, не предпринимают никаких действий, поскольку откорректировали свои стратегии еще во времена прошлого кризиса. При этом спрос на высококвалифицированных менеджеров остается высоким даже в тех компаниях, которые прогнозируют наступление «второй волны», – рассказывает Наталья Куркчи, генеральный директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan.

Специалисты неохотно меняют место работы по причине того, что они достаточно стабильны и лояльны по сравнению с докризисным периодом, когда они искали для себя перспективные рынки. По мнению г-жи Абылхожиной, сегодня ситуация складывается иным образом. «Люди неохотно реагируют на прямой поиск со стороны хедхантеров. Это связано с боязнью рисковать в пока еще не стабильное время, а также со страхом по инерции – когда обжегшись на чем-то (в данном случае мы говорим о смене работы в период экономического спада), человек панически боится рисковать повторно, даже если явно выраженных предпосылок нет», – отмечает она. Однако, по оценке эксперта, серьезных поводов для беспокойства нет. Рынок рабочей силы находится в достаточно стабильном состоянии.

Оптимизация расходов

Кризис является переходным моментом из старого состояния к новым экономическим реалиям, подчеркивает Людмила Белова, директор кадрового холдинга АНКОР в Казахстане. «Казахстан уже вошел в новое состояние экономики после кризиса 2008 года, которое, я считаю, обязательно будет меняться, если в мире произойдут экономические или политические изменения, так как казахстанская экономика интегрирована в мировую».

Как правило, в кризисные времена руководители компаний предпринимают такие меры, как сокращение финансовых издержек, отказ от выплат квартальных или годовых бонусов своим сотрудникам, смена текущей тактики компании и адаптация ее под новые реалии рынка. Эти меры относятся к оптимизации расходной части, но ведут к демотивации персонала. Например, руководство компании Optimum Consulting Services в период экономического спада, когда пик пришелся на 2009-2010 годы, предприняло специальные меры.

«Мы оптимизировали свои расходы на связь, сократили расходы на обучение своего персонала, заменив внешнее обучение на внутреннее, адаптировали систему работы с клиентами и поставщиками услуг под реалии рынка того времени: пересмотрели ценовую политику по каждому из направлений (в сторону уменьшения). Мы сократили расходы на рекламную продукцию; отказались от размещения вакансий/анонсов в некоторых СМИ, предварительно проанализировав, какие из них менее эффективны по «выхлопу», – отметила г-жа Абылхожина.

В период кризиса (в 2008-2009 годах) компании главным образом сфокусировались на сокращении персонала. «Если подобная ситуация в экономике повториться, то, вероятно, руководителям компаний придется прибегать к похожим методам», – считает г-жа Белова. В связи с этим на сегодняшний день специалисты, рассматривая предложения о работе, делают выбор в пользу стабильной и пережившей кризис компании.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

09.11.2011 • 15:18 686

Loading...