USD
445.66₸
-0.830
EUR
474.58₸
-0.800
RUB
4.78₸
-0.010
BRENT
86.50$
-0.370
BTC
66272.80$
-859.300

Пациент скорее мертв, чем жив

На медиакурултае обсуждались основные тенденции в современных казахстанских СМИ Казахстанская аналитическая журналистика уме...

Share
Share
Share
Tweet
Share

На медиакурултае обсуждались основные тенденции в современных казахстанских СМИ

Казахстанская аналитическая журналистика умерла, или находится в стадии умирания. На ее смену приходит чисто развлекательная журналистика. К такому мнению в ходе обсуждения различных видов СМИ пришли многие эксперты на прошедшем в этот понедельник в Алматы Четвертом медиакурултае.

Главное, чтобы радио не напрягало!

Так Светлана Велитченко, эксперт КазНУ им. аль-Фараби, буквально поделилась своей болью относительно того, что современная казахстанская радиожурналистика умерла. «Мы ничего не можем предложить нашему слушателю. Нет практически ни одной программы, музыкально-развлекательный минимализм. Ток-шоу, которые есть на всяком уважающем себя радиоканале, совсем нет в Казахстане», – считает эксперт.

С этим мнением согласна и Татьяна Рау, главный редактор радиостанции NS, «в Казахстане очень часто приглашают зарубежных исполнителей и ведущих, как будто у нас нет своих. Такая ситуация будет оставаться до тех пор, пока решают судьбу те люди, которые в этом ничего не понимают и не разбираются. Многие говорят, что нет профессионалов, только потому, что им не дают работать. Те, кто управляет радио и телевидением, не любят ярких личностей, они не хотят видеть у себя таких специалистов. Погибла школа и профессия радиожурналистов», – заявляет г-жа Рау.

В то же время ситуация на российском рынке не очень сильно отличается от Казахстана. «У нас в России все то же, и даже хуже в несколько раз. В России на сегодняшний день выдано 5 тыс. лицензий на радиовещание на всех диапазонах, при этом львиную долю из них представляют частные станции. Между тем, собственное программирование существует только у 400», – утверждает Андрей Аллахвердов, президент Фонда независимого радио России. Большую часть радиорынка в странах СНГ занимают чисто развлекательные и музыкальные радиоканалы.

Также российский эксперт вспомнил злободневный сюжет из современных реалий. Когда случилась трагедия в Беслане, ни одна из музыкальных радиостанций России не давала информацию по данному вопросу. После руководители станций объясняли свое бездействие тем, что, по их мнению, «главная социальная функция радиостанций состоит в развлечении слушателей».

Эксперты сходятся во мнении, что разговорный формат начинает уходить из радиовещания. «Репортажные программы просто чудовищного качества сейчас. Умение делать репортажи просто ушло», – подчеркивает г-н Аллахвердов. Многие журналисты ушли с радио либо в пиар, либо в другие виды журналистики. Соответственно ушла преемственность в профессии.

Кроме этого, как полагают аналитики, ухо слушателей в странах СНГ не привыкло к длинным радиопередачам, как это существует на Западе. «Как считают руководители радиоканалов, наиболее приемлемой длиной радиорепортажа являются четырехминутные ролики и не более», – заявил г-н Аллахвердов.

Также эксперт дает свое объяснение сложившейся ситуации на рынке радиовещания. «Почему музыкальные каналы доминируют – так как это политически нейтрально и рекламные бюджеты легче привлечь под музыку и развлечение. Между тем, формат музыкального радио теряет свой смысл с приходом интернет-радио и его возможностями. Ведь теперь не нужно целый день ждать любимой песни, ее можно просто выбрать в интернете», – считает г-н Аллахвердов.

Телевидение развлечет вас!

Схожая ситуация сложилась и на казахстанском телевидении, где отечественный контент пока только развивается. Хотя по словам Ержана Сулейменова, креативного директора АО «Агентство «Хабар», «будущее за казахстанским телевидением, за собственным контентом. Об этом свидетельствует и опыт других стран СНГ, к примеру, Украины. Единственный путь развития отечественного телевидения – это вкладывание средств именно в развитие казахстанского продукта».

Как известно, телевидение, как и другие виды СМИ, обладает целым рядом функций. К примеру, Евгений Прохоров, российский социолог и создатель современной российской теории журналистики, выделяет шесть функций СМИ: коммуникативная, организаторская, социально-ориентирующая, культурно-образовательная, рекламно-справочная и рекреативная (развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).

Кроме этого, по оценкам специалистов, 90% населения получает большую часть информации посредством телевидения.

В связи с этим Сейтказы Матаев, председатель правления Союза журналистов Казахстана, говорит о необходимости «борьбы за качество отечественного контента». Более того, он считает, что «только СМИ, как часть гражданского общества, могут быть оппонентом власти».

Но с ним не согласен креативный директор главного национального телеканала «Хабар». «Как мне кажется, функция телевидения не состоит в просвещении, главная цель телевидения – это развлечение», – утверждает г-н Сулейменов. По всей видимости, именно исходя из этих позиций, и формируется программная политика национального канала.

Интернет не так прост!

Еще одним очевидным трендом современности, который обсуждался в рамках медиакурултая, безусловно, является переход всех СМИ в глобальную паутину.

«Порядка 7 млн казахстанцев ежедневно выходят в интернет. Интеграция в интернете всех СМИ – это тенденция будущего», – заявил Болат Берсебаев, председатель комитета информации и архивов Министерства связи и информации РК.

В этой связи Олег Гант, руководитель проекта «Развитие новых медиа в ЦА» Интерньюс, считает, что «новые медиа – это новые возможности, создание новых каналов распространения контента, охват той аудитории, до которой раньше не было возможности достучаться».

Кроме этого, эксперты отмечают, что пока отечественные информационные ресурсы не пользуются должной популярностью. На это есть свои причины. Так, по словам г-на Ганта, «контент в интернете зачастую становится просто копией контента из других традиционных СМИ, но это не работает во всемирной паутине. Так как формат потребления информации в интернете совершенно другой. В этом случае прием «копипаста» не работает. Необходимо создавать специальный контент для своих интернет-ресурсов», – заключает эксперт.

С таким утверждением согласен и г-н Берсебаев. «В интернете нет границ. Поэтому зритель идет туда, где интересно. Что ставит вызов перед отечественными СМИ. Мы должны завоевывать своего зрителя качеством контента», – считает он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.