02.11.2011 • 10:42 764

Ветер перемен

Вот и пролетел велосезон 2011 для Pro Team Astana. Первый сезон за четыре года без Альберто Контадора. Очень неоднозначный сезон. Вроде как результаты этого года и прошлых лет несопоставимы. Тотальная гегемония в гранд-турах сменилась борьбой в лучшем случае за отдельные этапы или отдельные номинации многодневок, будь то звание лучшего молодого гонщика или командная классификация. Ощущения некоторых болельщиков «Астаны» в этом году можно сравнить, пожалуй, с впечатлениями сына богатенького папы, который вдруг стал не богатым. Не совсем нищим, но, скажем, со средним достатком. Уже не побалуешь, так сказать.

За три года наша велокоманда приучила всех казахстанцев к тому, что в каждом старте многодневной гонки одними из фаворитов (если не главными фаворитами) все считали гонщиков в бирюзовых комбинезонах. Теперь мы лишь «одни из многих». Перспективы нашей команды в следующем году выглядят туманно, а пока мы предлагаем сделать экскурс в историю успеха «Астаны».

В конце 2007 года руководство казахстанской велокоманды, лишившись двух лидеров и получив взамен подмоченную репутацию, сделало гениальный ход. На пост генерального менеджера был приглашен знаменитый Йохан Брюнель. Этот ход оправдал себя на все сто. Йохан, пользуясь своей репутацией в мире велоспорта, переманил вслед за собой в «Астану» из тонущего Discovery Channel весь основной костяк велогонщиков. И казалось бы, разрушенная допинговыми скандалами «Астана» в 2008 году предстала многоглавой гидрой. Альберто Контадор, Ливай Лейфаймер, Анреас Клоден, Ярослав Попович, любой из этих гонщиков мог возглавить список  претендентов на победу многодневки, а уж слаженная работа этих мастеров вкупе с помощью помощников-грегари существенно уменьшала шансы других велогонщиков претендовать на что-либо.

В блестящем стиле выиграны «Джиро д'Италия» и «Вуэльта», а организаторы «Тур де Франс», не пригласившие «Астану» в 2008 году, как оказалось, сами остались в дураках.

Перед сезоном-2009 о своем возвращении в большой спорт заявил легендарный Лэнс Эдвард Гундерсон, более знаменитый как Лэнс Армстронг. Разумеется, работать он собирался лишь с Брюнелем, который и слепил из Лэнса многократного триумфатора «Большой петли». Соответственно и амбиции Армстронга простирались до самого пьедестала на Елисейских полях. А спортсмены такого калибра как Армстронг не видят другого места для себя, кроме первого. А учитывая то, что Армстронг собирался кататься фактически бесплатно, для пропаганды своего фонда по борьбе с раком Livestrong, то место в «Астане» для него нашлось без проблем.

«Хочет кататься – пусть катается. Кушать же не просит» – рассудили руководство и спонсоры «Астаны». И сезон-2009 стал самым интригующим уже внутри казахстанской команды. Согласно известной поговорке, два медведя в одной берлоге не уживаются. А если учитывать то, что изначально этим самым «медведем» в «Астане» был Альберто Контадор, к тому времени уже одержавший победы на всех трех супермногодневках и в двух из них в комбинезоне «Астаны», то внутрикомандный конфликт был не за горами. Вроде бы Армстронгу «на откуп» была отдана «Джиро», где он занял лишь двенадцатое место в общем зачете. Однако, как оказалось впоследствии, это была лишь разминочная трехнедельная гонка для любимчика Брюнеля. На «Тур де Франс» были заявлены и Армстронг, и Контадор. Вообще состав «Астаны» в 2009 году на «Большой петле» был, пожалуй, сильнейшим по именам за всю историю велоспорта. Никогда ранее в составе одной команды не участвовало столько сильных гонщиков. И поэтому неудивительно, что в итоге на пьедестале почета в Париже в конце июля стояли и Армстронг, и Контадор. Только Альберто на верхней строчке, а Лэнс на третьей. Причем испанец «побил» техасца на предпоследнем этапе в его же коронной дисциплине – гонке с раздельным стартом.

Лэнс такого перенести не смог и в конце 2009 года выкинул фортель в стиле акул Уолл-стрит. Найдя спонсоров для новой команды, он попросту переманил туда и Брюнеля с его командой помощников, и всех сильнейших гонщиков «Астаны», кроме, разумеется, Контадора.

И кульминация 2010 года в мире велоспорта пришлась на лето, когда во Франции в очной битве схлестнулись новая команда Армстронга RadioShak и Pro Team Astana. Все мы знаем, чем это закончилось. Триумфом Контадора и последним крупным успехом нашей команды. По большому счету, единственным «лейтенантом» Контадора был Александр Винокуров, проводящий первый полный сезон после двухлетней дисквалификации и пожертвовавший собственными амбициями ради командного успеха. Армстронг же, несмотря на колоссальную поддержку из элитных помощников, которые в свое время выступали за «Астану», сделать ничего не смог. Да и госпожа фортуна, столько лет благоволившая Железному Лэнсу, в тот год отвернулась от него.

Ну а в конце сезона-2010 Контадор, выигравший все и вся в составе «Астаны», заявил о переходе в другую команду.

Таким образом, за два года «Астана» больше теряла, чем приобретала в плане силы. Безусловно, возвращение нашего Вино было долгожданным событием для всех казахстанских любителей велоспорта, но один в поле не воин. Каким бы ни был сильным бойцом Александр, он один не мог компенсировать потерю стольких сильных спортсменов.

И этот год стал для «Астаны» первым бестрофейным с 2007 года.

Руководство клуба и Федерации велоспорта Казахстана в 2011 году, безусловно, проделало большую работу по популяризации велоспорта в Казахстане, по поднятию уровня казахстанских гонщиков. Была образована команда «Астана-2», была образована трековая команда «Астана», начата практика по стажировке талантливых казахстанских велогонщиков в составе основной команды. Был возвращен в команду опальный ранее Андрей Кашечкин, увеличилось количество казахстанских спортсменов в главной велокоманде страны.

И все вышеперечисленное показывает, что теперь это другая «Астана». Ориентированная не на штампование побед силами «варягов», а на развитие велоспорта в стране.

Ветер перемен в отечественном велоспорте подул сильно. И очень хочется надеяться, что он принесет лишь лучшее.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

02.11.2011 • 10:42 764

Loading...