12.10.2011 • 17:06 1083

Как застраховать наводнение?

Рассуждения о покрытии ущерба технологических аварий

Участники страхового рынка предложили использовать страхование в качестве инструмента защиты от последствий техногенных катастроф. «Круглый стол» на эту тему прошел 11 октября в Алматы, инициатором его проведения выступило АО «СК «БТА Страхование». Участие в обсуждении актуальной проблемы приняли представители страховых компаний, международного фонда спасения Арала, комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, департамента по ЧС Алматы и др.
    
По представленной информации, сегодня в Казахстане работает 643 гидротехнических сооружения (ГТС), из них 270 водохранилищ и 560 плотин. При этом 66 сооружений находится под государственным управлением, а остальные – в коммунальной и частной собственности, что, по мнению экспертов, говорит об отсутствии должного контроля за состоянием ГТС. «Они все построены в советское время, и их ремонт производится не на должном уровне. В результате большинство убытков, которые произошли на этих станциях, произошли за время независимости Казахстана. И на их возмещение было потрачено около 50 млрд тенге из государственного бюджета. Согласитесь, что данные средства могли быть направлены на какие-то соцпрограммы», – поясняет Ринат Шакенов, директор актуарного центра АО СК «БТА Страхование».

По мнению участников «круглого стола», наглядным примером насущности проблемы стала трагедия в селе Кызылагаш, когда наводнение в результате прорыва плотины унесло жизни 45 человек и нанесло ущерб в размере 7,2 млрд тенге. В этой ситуации не были застрахованы ни плотина, ни люди, ни дома. При этом Мадина Ахметова, главный специалист отдела страхования и перестрахования ТОО «Мой страховой брокер», привела в пример ситуацию, связанную с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, когда погибло 75 человек и был нанесен ущерб в размере $200 млн. «Риски были застрахованы в АО СК «Росно», более 99% было перестраховано как на западном рынке, так и на российском. И практически весь ущерб был погашен», – рассказывает Мадина Ахметова.

    Страховщики считают, что текущее страховое законодательство РК не позволяет в полной мере использовать активы страхового рынка для предоставления страховой защиты таким объектам, так как сегодня отсутствуют четкие инструкции для страхования ГТС. «Мы предлагаем несколько путей решения этой проблемы. Не стоит перекладывать все это на плечи государства. Страховой рынок в определенной мере способен решить эти проблемы в качестве возмещения погашения ущерба», – считает Сергей Лаврентьев, председатель правления АО СК «БТА Страхование». По мнению руководителя АО СК «БТА Страхование», в качестве механизма страхования ответственности владельцев ГТС может стать государственно-частное партнерство по аналогии с законом «О страховании в растениеводстве». «Выплаты, произведенные страховщиком, должно частично возмещать государство, причем на первых порах доля государства может составлять от 70% с уменьшением этой доли впоследствии», – полагает Сергей Лаврентьев.

Тем не менее специалисты сходятся в том, что в этом вопросе много нюансов, осложняющих развитие страхования данного сектора. С одной стороны, сами страховщики осторожно высказываются о своих возможностях страховать ГТС, так как сомневаются в адекватности результатов обследования сооружений. Владельцев станций, в свою очередь, волнует вопрос размера тарифов, которые страховые компании планируют рассчитывать «индивидуально».

По итогам встречи участниками «круглого стола» было принято решение о подготовке открытого письма на рассмотрение законодательных органов по следующим аспектам: разработка и принятие закона РК «О безопасности ГТС», разработка и принятие технического регламента «О безопасности гидротехнических сооружений», введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов ГТС, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

12.10.2011 • 17:06 1083

Loading...