Как привлечь инвестиции в стартапы?

12.10.2011 • 16:49 1938

Как привлечь инвестиции в стартапы?

Развитие интернет-бизнеса в Казахстане

Всемирная паутина за годы своего существования претерпела множество изменений. На заре появления интернета его использовали в работе, это была деловая среда. После широкого распространения, когда интернет вошел практически в каждый дом, это стало развлечением. Сегодня же на интернете зарабатывают, и он приносит неплохой доход удачливым предпринимателям.

Первую строчку в рейтинге самых доходных сайтов занимает Google. Рабочий день многих казахстанцев начинается именно с Google. Корпорация давно вышла за пределы американской жизни, для 77% пользователей английский не является родным языком, а 67% живут за пределами США. Google настолько плотно вошел в наш обиход, что появился глагол «гуглить», который означает искать что-либо. Поисковая система, запущенная в 1998 году, в 2006 году достигла оборотов в $6,1 млрд, а сегодня Google приносит своим владельцам $691,27 в секунду. Вторыми по доходности являются Amazon, сайт, продающий книги, компьютеры, украшения и многое другое. За секунду сайт зарабатывает для своего владельца $607,75. Третью строчку в рейтинге самых доходных занимает еще один поисковик с кричащим названием Yahoo. 12 апреля 1996 года Yahoo.com выпустил свои акции. При номинальной цене в $12 за штуку к концу дня они продавались уже по $33. На сегодня сайт зарабатывает $228,31 в секунду.

Проекты Казнета, к сожалению, не могут похвастать такими доходами. Так, представители казахстанского сайта фоторепортажей VoxPopuli рассказали, что сайт окупается на 50%. «При ежемесячных расходах в 3,9 млн тенге в этом месяце мы впервые вышли на доход в 2 млн тенге», – сообщил Алишер Еликбаев, руководитель проекта VoxPopuli. И это не самая худшая история интернет-проекта в Казнете.

Другие представители казахстанских интернет-проектов менее откровенны. Руководители сайтов обычно не делятся информацией об уровне своих доходов, рентабельности проектов. Ответы на вопросы об окупаемости проекта у всех стандартные: «инсайдерская информация», не подлежащая широкой огласке». Однако факт остается фактом, истории Казнета не известен случай посекундного исчисления прибыли с сайта.

В Казахстане есть достаточное количество молодых людей с идеями оригинальных сайтов. Да и сумма денег, необходимая для интернет-стартапа, не столь значительная. «В среднем для стартапа в интернете вполне достаточно от $5 тыс. до $30 тыс.», – считает Асет Нурпеисов, исполнительный директор Интернет-ассоциации Казахстана. Сумма, необходимая для старта интернет-проекта, варьируется от результата, который вы хотите получить. Например, такой масштабный проект как социальная сеть потребует инвестиций в сумме, равной примерно $1 млн. Ну, а на простой доступный сервис достаточно будет и $5 тыс.

Нуркен Халыкберген, PR-консультант, также считает сумму в $30-40 тыс. достаточной для создания стартапа в интернете. «Большие суммы в проекты можно вкладывать при условии гарантированной прибыли, а такие небольшие суммы можно вливать и в более рискованные проекты», – считает г-н Халыкберген.

Эксперты из «Яндекса» говорят о том, что инвесторов, которые готовы финансировать интернет-стартапы – даже на начальной стадии их развития – сейчас много. «Например, у нашей компании есть программа «Яндекс.Фабрика», в рамках которой стартапы могут получить небольшое финансирование на разработку прототипа, доработку продукта или дальнейшее развитие проекта», – рассказала Ксения Елкина, менеджер по работе со стартапами компании «Яндекс».

Специалисты отмечают на рынке большое количество инвестиционных возможностей. Инвесторы понимают, что отрасль только начинает развиваться и в таких условиях легче занять свою нишу, вовремя вложившись «Я не видел еще ни одного стартапера, который не может найти инвестиций, сейчас на самом деле дикое количество возможностей», – отмечает г-н Халыкберген.

Но проблема в том, что рынок стартапов СНГ очень молод, поэтому, к сожалению, качество проектов в целом оставляет желать лучшего. «Создается впечатление, что за те несколько поколений, которые жили в социалистическом обществе, люди разучились заниматься предпринимательством: они не понимают, как строить бизнес на своем стартапе, не могут сформулировать, для кого они делают продукт. В худшем случае они делают его просто для того, чтобы продать крупному инвестору и заработать много денег», – сетует г-жа Елкина. У казахстанских стартаперов должно сложится четкое понимание, что инвестируют не в идею, а в полноценный проект с хорошо подготовленным бизнес-планом.

Василий Ульянов, руководитель казахстанского портала Nur.kz, считает, что «важным компонентом для стартапа является команда, которая понимает, что необходимо делать для развития проекта». Но, по мнению г-на Ульянова, в Казахстане мало кто понимает, что такое интернет-бизнес. Поэтому людей, чьи попытки привлечь инвестиции оказываются удачными, – не так много.

Стартаперы на цифрах должны продемонстрировать инвестору, что этот бизнес реально привлекателен и на нем можно будет заработать. «Мы ищем людей, которые понимают свой рынок, являются экспертами в том деле, за которое взялись, уже сформировали хорошую команду и готовы реализовать все то, что придумали», – пояснила г-жа Елкина. Именно по причинам плохого понимания тонкостей интернет-бизнеса и способов привлечения инвестиций из тысячи с лишним стартапов (в том числе казахстанских), которые отсмотрела компания «Яндекс» с апреля 2010 года, пока профинансировано лишь три.

«У нас люди не привыкли вкладывать в непонятные им вещи, такие как интернет, где все не совсем ясно и понятно, особенно если сам реципиент инвестиций ничего толком объяснить не может», – заметил г-н Нурпеисов. Казахстанские эксперты сошлись во мнении, что привлечь деньги в интернет-магазины значительно легче. Во-первых, здесь минимизированы риски вложений товаром. Во-вторых, в этом бизнесе понятно, что зарабатывать будут посредством продажи товара. А вот с сайтами, создающими свой контент, ситуация сложнее, как заработать на них человеку несведущему, понять трудно. «Именно стартапы интернет-магазинов привьют культуру инвестирования в интернет-проекты в Казахстане», – считает г-н Нурпеисов.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

12.10.2011 • 16:49 1938

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Как привлечь инвестиции в стартапы?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика