28.09.2011 • 12:00 1143

«Потешная» Европа

Приезжая в любой город любой страны, мы стараемся охватить своим вниманием все особенности данной местности, гордо именуемые достопримечательностями, к которым можно отнести музеи, исторические архитектурные изыски, брендовые магазины, парки развлечений – на вкус и цвет. Согласно статистическим исследованиям, проводившимся Европейским союзом, в Западной Европе расположено около 40 процентов всех музеев мира. Но музеи тоже бывают разные – кладовые искусства, восковых фигур, миниатюр, техники, игрушек и пр.

Mini-Europe, Брюссель

В этом году Евросоюз мог бы отметить свое 60-летие – именно столько лет назад на свет появилось Европейское объединение угля и стали, в состав которого вошли ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия, – прообраз нынешнего ЕС, чья столица находится сегодня в Брюсселе.

Именно здесь и был построен парк миниатюр mini-Europe, символизирующий единство европейского пространства, его традиций и ценностей.

Парк миниатюр – это музей под открытым небом, в котором демонстрируются уменьшенные копии архитектурных сооружений и технических объектов.

Первые частные миниатюрные парки появились в начале XX века. Старейшим из них считают Bekonscot в Англии, который был создан по замыслу Roland Callingham (1881-1961) на территории собственной виллы (в качестве дополнения к парку) и открыт для обозрения в 1929 году. Это был некоммерческий проект, имевший большой успех у посетителей, благодаря чему Roland Callingham выгодно продал большую часть земли вокруг парка – теперь здесь располагается престижный жилой комплекс.

Сначала парки миниатюр были популярны только в Великобритании, но после второй мировой войны  стали появляться и в континентальной Европе. Отличаются парки между собой масштабом и тематикой. В Великобритании и других англосаксонских странах более популярны крупные масштабы – от 1:9 до 1:12, а в континентальной Европе наиболее распространен масштаб 1:25. Парки Великобритании изображают, как правило, один небольшой населенный пункт (поселок, деревня) и называются model-village. Европейские парки построены по другому признаку – в них обычно представлены копии наиболее известных архитектурных сооружений данной страны.

В парке mini-Europe представлены копии самых красивых (примерно) 350 монументов из 80 городов Европейского союза. Критериями отбора являлись историческая и архитектурная ценность объекта, его символичность для страны, красота окружающего пейзажа и уровень технической сложности при воспроизведении объекта. В 1987 году к работе над проектом приступили профессиональные мастера из 9 стран-участниц ЕС. Только на этапе сбора информации (фотографии, чертежи) затраты составили 200 тыс. евро, а к моменту открытия парка в 1989 году общий объем капиталовложений достиг 10 млн евро. Многие экспонаты финансировались странами и отдельными регионами Европы.

Каждая миниатюра воссоздает памятник архитектуры вплоть до самых мельчайших подробностей. Например, на копии Триумфальной арки аккуратно перечислены те же 600 фамилий генералов и 150 военных походов и побед великой армии Наполеона, которые есть и на настоящем памятнике. Копия 18-этажного здания Берлемон, где проходят заседания исполнительной власти ЕС, воспроизводит все 19200 реальных окон. Чтобы оценить трудозатраты на производство хотя бы одной миниатюры, в качестве самого яркого примера приводят макет испанского кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела, на создание которого потребовалось 24 тыс. человеко-часов, что эквивалентно 13 годам усердия одного работника.  

Большинство макетов сделано из пластика, но вот Пизанская башня построена из настоящего мрамора. Все копии сгруппированы по странам, напротив каждой есть табличка с данными о численности населения, столице, с датой вступления в ЕС. Нажав на специальную кнопку, можно послушать национальный гимн страны. А возле Биг-Бена – услышать настоящий бой его часов. И убедиться, что этот символ Англии (4 м) составляет только одну треть от символа Франции – Эйфелевой башни (12,85 м).

Территория парка занимает почти 2,5 гектара, его можно обойти за 1,5-2 часа. Все миниатюры имеют одинаковый масштаб по отношению к реальным размерам (1:25), кроме вулкана Везувия – здесь действующая модель выполнена в масштабе 1:1000. Если опять же нажать кнопочку, то под ногами задрожит земля, а из жерла старого вулкана повалит густой дым, и раздадутся клокочущие звуки – держись, Атлантида!

Таких спецэффектов в парке предостаточно: нажмете другую кнопочку –  экскаватор рушит печально известную Берлинскую стену напротив Бранденбургских ворот, которые (кстати!) являются копией Акрополиса в Афинах. Нажмете еще кнопочки – и скоростной поезд Талис умчит вас из Брюсселя в Париж, а там фуникулер от площади Пигаль поднимет вас на вершину Монмартра. По каналам поплывут корабли, по дорогам помчатся автомобили (не забывая соблюдать все ПДД), в воздух поднимутся самолеты, мельницы замашут крыльями, пожарные машины с визгом понесутся на ликвидацию огня, а маленькие человечки потопают по своим делам – кто в сауну, кто на корриду.

Большие человечки, как Гулливеры, бродят по парку с утра до вечера, трогая игрушечные экспонаты и непрерывно щелкая фотоаппаратами. И, как сказано в презентации парка, «открывают» 27 членов Евросоюза, новый девиз которого «Единство в разнообразии» более чем зримо представлен в этом парке миниатюр у подножия другого современного творения – «макроатюры» Атомиум (атом железа в 165-тимиллиардном увеличении).

На сайте музея www.minieurope.eu можно получить информацию о времени и стоимости посещения.

Miniatur Wunderland, Гамбург

В Гамбурге находится другой интересный и масштабный по охвату музей Miniatur Wunderland – самая большая в мире действующая модель железной дороги. Посетить эту «маленькую страну чудес», созданную воображением и руками братьев-близнецов по фамилии Браун, будет интересно любому – взрослому и ребенку,  независимо от возраста, пола, вероисповедания и социального статуса.

Летом 2000 года один из братьев по имени Фредерик, прогуливаясь со своей невестой по Цюриху, обратил внимание на магазин моделей железных дорог. Нахлынули детские воспоминания, а вместе с ними пришла в голову идея построить величайшую в мире игрушечную железную дорогу. Он позвонил своему брату Герриту, чтобы поделиться с ним новым проектом, но более скептически настроенный брат счел эту идею несостоятельной. Однако бизнес братьев в то время шел ни шатко ни валко, поэтому Геррит, поразмыслив немного, все-таки согласился с братом, а позже и сам увлекся проектом. В декабре того же года они приступили к работе над миниатюрной железной дорогой, ландшафтами и мини-городами вокруг, задействовав под экспозицию имеющиеся в их распоряжении 300 кв. м площади в одном из бывших складов прибрежного квартала Speicherstadt. А в августе 2001 года для посетителей уже открылся выставочный зал Miniatur Wunderland. Здесь тоже все живет пусть и маленькой, но реальной жизнью: меняется время суток (день длится 15 минут, а ночь намного короче) – на улицах зажигаются фонари, круглосуточно работают семафоры и светофоры. Поезда стучат по рельсам строго по расписанию (есть электронные табло), баржи медленно плывут по рекам и грациозно причаливают к оборудованному берегу, автомобили скучают в гигантских пробках, концертные площадки ломятся от фанатов. Люди выгуливают собак, обедают в кафе, грабят банки и даже занимаются любовью под сенью деревьев. Здесь есть нудистский пляж, утопленник в воде, беглый преступник, очередь в туалет. Практически в каждой экспозиции можно (если очень внимательно приглядеться!) отыскать в укромном месте нечто скабрезно-любопытное – штрихи к нашей действительности. Это еще одна страсть авторов проекта – любовь к мелким деталям.

Miniatur Wunderland представляет собой реалистичные (но не точные!) копии отдельных районов Скандинавии, Германии, Швейцарии, Австрии и США. Фигурки людей, размером едва превышающие один сантиметр, выполнены в индивидуальном порядке – среди них нет одинаковых. Около 20% всех поездов были произведены Maerklin Holding GmbH – компанией-иконой в мире модельных железных дорог. Все модели выставки выполнены в масштабе 1:87. Здесь есть транспортные средства, двигающиеся как по заданному маршруту, так и по собственному наитию – машина сама решает, куда ей ехать. Перед этим она сообщает головному компьютеру о своих намерениях, а тот помогает ей совершить маневр, не попав в аварию. Ежедневно случается около 30 «несчастных» случаев,  в результате которых миниатюрный транспорт может съехать с рельс или столкнуться с себе подобным.

Весной этого года в музее был открыт аэропорт – самая реалистичная и самая большая в мире модель, на создание которой ушло более 3 лет и примерно 3,5 млн евро. За основу взят аэропорт Гамбурга со всей прилегающей к нему территорией: ангары, аэровокзал, стоянка такси, самолеты, бензозаправщики, обслуживающий транспорт и персонал. Все это двигается слаженно и строго по графику. Громадные аэробусы выезжают на взлетно-посадочную полосу, разворачиваются, разбегаются, взлетают и… уносятся в ночь (маленькое незаметное оконце в стене). За этим действом наблюдают охотно и долго.

Здесь тоже есть специальные кнопки (более 150), нажатие на которые вызывает «бурю в стакане»: провоцирует аварию, пожары, перевод ж/д стрелки, начало концерта и пр. За бесперебойной работой экспонатов следят сотрудники музея и несколько десятков компьютеров. За десять лет выставку посетили 8,3 млн человек. Работы по расширению экспозиции запланированы до 2020 года. Здесь можно «потеряться» на несколько часов и несколько дней – все зависит от вашей впечатлительности.

Madurodam, Гаага

Мадюродам – парк миниатюр в Схевенингене, пляжном районе Гааги, представляет собой модель голландского города в масштабе 1:25, полностью состоит из копий зданий и сооружений, оригиналы которых находятся в различных частях Нидерландов.

Мадюродам был открыт в 1952 году в честь героев войны и непосредственно в память участнику движения сопротивления Жоржу Мадюро, погибшему в феврале 1945 года в концлагере Дахау. Его родители профинансировали строительство миниатюрного города,  доход от которого идет исключительно на благотворительные цели. Идею поддержали крупные компании, в том числе KLM.

Градостроительный план города-памятника был предложен архитектором Сибе Яном Баумом:  Мадюродам представляет собой кусок торта, который мог быть отрезан от любого типичного голландского города – в центре историческое ядро (церкви, музеи, сырный рынок), а ближе к круглому краю – новостройки, гавань, индустриальные районы. Здесь находятся нефтеперерабатывающие заводы и амстердамский аэропорт Schiphol. Здесь есть дом, в котором родился Жорж Мадюро. А по соседству находятся кафедральная башня из Утрехта (1382), дом Тамплиеров из Зирикзе (ХIV век), ратуша из Ньюпорта (1697) и много чего другого, перемежаемые спаржевыми полями, дамбами, теплицами, каналами. Здесь вы увидите всю Голландию с высоты птичьего полета.

Первым мэром города была нынешняя королева Нидерландов Беатрикс, которую в 14 лет на эту должность назначила ее мать, королева Джулиана. Беатрикс правила городом целых 28 лет, пока не взошла на королевский трон в 1980 году. В обязанности мэра входит перерезание красных ленточек при открытии новых макетов в экспозиции.

Как и любой реальный город, Мадюродам постоянно растет. Сейчас на территории в 18 тыс. кв. м находится более семисот зданий – точных копий своих прототипов, численность населения составляет 66 тыс. человек, количество зеленых насаждений – 5 236 карликовых деревьев (лишь цветы не поддаются уменьшению), вполне внушительный автопарк, разветвленная сеть ж/д магистралей, аэрофлот из 15 самолетов и морская флотилия из 40 кораблей. Обилие велосипедов на улицах Мадюродама – отличительная черта Голландии.

В этом городе тоже есть кнопки, способные оживить маленький город. Но для этого необходимо запастись 10-центовыми монетками – только после  того, как автомат проглотит наживку, город встрепенется, зашуршат крыльями мельницы, загудят паровозы и с заводского склада концерна Mars выедет маленький грузовичок с настоящей конфетой в кузове.

Голландия в миниатюре – вот идейное воплощение Мадюродама.

Disneyland, Париж

Быть в Париже и не попасть в диснейленд?! Смерти подобно. Даже если у вас всего два дня, один из них следует провести там. Добраться до парка несложно (чуть больше 30 км на восток от Парижа) – красная ветка поездов RER доставит вас из центра французской столицы до места назначения за 30-40 минут в зависимости от пункта отправления. Стоимость проезда 7 евро в один конец и столько же назад.  Из аэропорта Шарль-де-Голь в ту степь ходят бесплатные автобусы. Можно доехать и на машине, но дольше будете выбираться из города – Париж со своими улицами одностороннего движения не слишком-то любезен с автотуристами.

Открытие парижского диснейленда состоялось 12 апреля 1992 года. Парк состоит из двух тематических частей: непосредственно Disneyland Park (1992) и Walt Disney Studios Park (2002). Рядом с ними – увеселительный парк Disney Village (зона магазинов, кафе и концерт-холлов), поле для гольфа Golf Disneyland, отели, деловой и жилой кварталы. Территория парка занимает почти 200 гектаров, что составляет 20% от площади Парижа.

Disneyland Park условно поделен на пять частей: Adventureland (страна приключений), Fantasyland (страна фантазий – для самых маленьких), Discoveryland (страна открытий), Frontierland (дикий Запад) и главная улица Main Street.

Тема парка Walt Disney Studios Park – все, что связано с кино: трюки, спецэффекты, кулисы, камеры, софиты и даже некое подобие бульвара звезд.

Билеты можно приобрести в любой парк в отдельности или сразу в два, все зависит от вашего срока пребывания в Париже и утвержденного экскурсионного плана. Билеты на один день в любой из парков стоят чуть больше 50 евро на персону, в случае билета сразу в оба парка – 67 евро. Мы выбрали последний вариант из-за его экономичности, желания увидеть все сразу и разницы в часах работы: Disney Studios работает в летний период до 19.00, а Disneyland – до 22.00. Таким образом, можно было объять необъятное.

Получив «программку», попытайтесь сориентироваться, что вам интереснее – посетить все сразу действительно невозможно, во-первых, из-за многообразия аттракционов, во-вторых, из-за длиннющих очередей. Мы выбрали аттракционы в обоих парках из серии «самые опасные» (ограничение не по возрасту, по росту – 1,2-1,4 м) и пару-тройку из серии «для всей семьи» – и едва уложились в срок. И это несмотря на проливной дождь в течение всего дня, который, казалось бы, должен был разогнать толпы страждущих (ну хотя бы с маленькими детьми). А вот нет!  На территории парка шла бойкая торговля дождевиками, поэтому весь контингент был обряжен в одинаковые прозрачные накидки с капюшонами по 9 евро за штуку и в резиновые сапоги, усеянные изображением Микки. Публика напоминала сборище призраков-куклуксклановцев – зрелище потешное и неуместное внутри ярких павильонов, сказочных замков и «мертвых петель» американских горок.

В каждом парке свои «звездные» аттракционы. В Disneyland Park это, как правило, закрученные виражи в космосе, в горах, в подземелье, с богатым антуражем, щекотанием нервов и пр. В Walt Disney Studios Park к пощекоченным нервам добавляется масса новых маленьких откровений из жизни кино, сопровождаемых открытым от удивления ртом и искренним смехом в момент истины – как, оказывается, мы доверчивы!

Хочется отметить, что в Европе и маленькие музеи под открытым небом, и крытые галереи чьих-то достижений, и детские, на первый взгляд, аттракционы имеют не только увеселительно-развлекательное значение для всех их посещающих, но и (что более всего ценно!) свое познавательное предназначение. Мир игрушек и фантазий делает нас более восприимчивыми ко всему новому и хорошо забытому старо

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

28.09.2011 • 12:00 1143

Loading...