28.09.2011 • 11:59 1374

Нужен ли автолюбителю «нулевик»?

Еще недавно фильтр пониженного сгорания, его еще называют «нулевик», стоял на тюнингованных машинах, сегодня его можно встретить и под капотом рядовых машин. Попробуем разобраться, а нужно ли такое усовершенствование вашему авто?

О том, что забираемый для создания горючей смеси воздух необходимо фильтровать, конструкторы задумывались и раньше. Со временем, по мере усовершенствования технологий, системы фильтрации становились и проще, и надежнее, требуя к себе меньше внимания. В последние годы вообще стало по-настоящему массовым установление фильтра пониженного сгорания. Между тем, целесообразность таких устройств в повседневной эксплуатации вызывает как минимум немало вопросов.

В основе фильтра имеется защитный короб, в котором расположен быстросъемный фильтрирующий элемент. В качестве него чаще всего используется плотная бумага. Такой фильтр не требует обслуживания, сохраняет свои свойства достаточно долго, до 30 тыс. км пробега, а вот производить его замену может каждый, даже начинающий автолюбитель. Бумажные фильтры являются стандартными для подавляющего большинства современных автомобилей.

Хотя у бумажных фильтров есть один существенный недостаток – высокое сопротивление, снижающее пропускную способность. Казалось бы, если убрать фильтр, то возросшее давление забираемого воздуха должно увеличить мощность двигателя? Это, конечно же, так, но только отчасти, и это не мешает производителям тюнинговых компонентов заявлять о приросте мощности на уровне до 15%.

Еще на стадии проектирования конструкторы учитывают так называемые «потери на фильтр», исходя из этого, соответствующим образом настраивают фазы газораспределения. Даже если фильтр снять совсем, радикального прироста мощности не получится, потому как потребуются системы принудительного повышения давления (к примеру, турбонаддув), а это, в свою очередь, вызовет необходимость кардинальной перенастройки всех систем двигателя.

Еще один момент, который не всегда учитывают те, кто устанавливает себе «нулевик», это качество фильтрации. У нового фильтра оно ничуть не хуже, чем у стандартного бумажного в коробе, при этом пропускная способность действительно куда выше. Однако «нулевик» все-таки обслуживаемый фильтр и заботиться о нем нужно с умом и регулярно.

Примерно каждые 5000 тыс. км фильтр необходимо снимать, промывать и пропитывать специальным масляным составом (у каждого производителя он собственный). В противном случае качество фильтрации резко снизится и в двигатель сможет попасть то, от чего фильтр призван его уберечь, то есть пыль и даже песок, ведь одновременно с этим возрастает сопротивление, «нулевик» станет работать с точностью до наоборот, в сравнении со своим первоначальным назначением

По своему принципу фильтрации «нулевик» с оговорками, но ближе не к обычному бумажному, а к сложным фильтрам на масляной ванне, рассчитанным на чрезвычайно тяжелые условия эксплуатации. В таких фильтрах поток воздуха проходит через постоянно вращающуюся «занавеску», окунающуюся в масляную ванну для задержки наиболее крупных элементов, а более легкие задерживает тканевая сетка, на «занавеске». Разумеется, у «нулевика» и подобных фильтров сейчас мало общего, хотя один факт необходимости регулярного обслуживания и наличие масляной основы для фильтрации их объединяет.

При этом процедура обслуживания фильтра требует навыка. Если смазки будет слишком много или наоборот слишком мало, кислородный датчик будет «обманут», а в результате автомобиль станет либо слишком прожорливым, либо вообще перестанет тянуть. В среднем «нулевик» сможет выдержать где то 20 промывок, это, конечно, если он соответствует качеству, однако если он будет использоваться в тяжелых условиях, а проще говоря, на пыльных и грязных дорогах, то он «проживет», естественно, гораздо меньше. В отдельных случаях фильтр может потерять свои свойства буквально за несколько поездок. Разумеется, бумажный картридж обычного фильтра в тяжелых условиях тоже «проживет» недолго, но заменить его будет намного проще, дешевле и быстрее.

Хотелось бы отметить и преимущества фильтра. Даже скептики признают, что номинальное увеличение мощности двигателя присутствует. Допустим, прирост мощности составляет 3 – 5% это максимальные показатели. Для двигателя рядовой легковушки мощностью в 100 л.с. прирост, таким образом, не превысит 5 л.с., и это при идеальных условиях. Даже очень опытный водитель вряд ли сможет почувствовать прирост мощности на 5 л.с., а в повседневной эксплуатации такое вообще невозможно. С другой стороны, в составе комплексного тюнингового пакета и при соответствующем подходе «нулевик» внесет свою лепту в улучшение характеристик.

Так, все-таки, стоит или нет? Если это касается тюнинга, то вряд ли он будет оправдан, если владелец намеревается заметно улучшить динамику своего обыкновенного автомобиля, то есть обойтись всего лишь заменой фильтра. С учетом неудобств, которые вызывает необходимость его обслуживания, а также потенциальной опасности в виде усиленного износа двигателя из-за некачественной фильтрации – лучше отказаться от этой затеи.

Однако если тюнинг «полноценный» и не сводится только к замене фильтра, а проводится комплексно, а главное – с умом и расчетами, «нулевик» может оказаться весьма полезным элементом. Вот только на пыльных дорогах в каждодневной езде ему точно нет места.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

28.09.2011 • 11:59 1374

Loading...