21.09.2011 • 14:44 955

Путем наименьшего сопротивления

У розничного страхования огромный потенциал, но мало кто хочет им заниматься

Казахстанский рынок страхования, как и многие другие отечественные рынки, идет по пути наименьшего сопротивления. Страховщики в большинстве своем гонятся за обязательным и корпоративным страхованием, не обращая внимания на розничный рынок. В то время как в развитых странах этот вид страхования является одним из основных.

По данным за 2010 год, страховые премии в целом по рынку в Казахстане составили 139,96 млрд тенге. Тогда как из них по договорам страхования физических лиц получено всего 47,23 млрд тенге, то есть доля розничного страхования составила 33,7%. Между тем, объем «чистого» добровольного розничного страхования составляет не более 4,44 млрд тенге ( 3,2%).

По оценке экспертов, если перенаправить существующие уже сейчас финансовые потоки из банковского сектора  в страховой, то накопление в сфере страхования жизни ежегодно может расти не менее чем на 200 млрд тенге. Ведь доля срочных вкладов населения в РК на 1 января 2011 года составляла 68,1%. А ставка вознаграждения по депозитам снижается и сравнима с доходностью накопительных программ по страхованию жизни.

В то же время аналитики считают, что только рынок добровольного страхования имущества в потенциале в нашей стране составляет 32 млрд тенге. Такие оценки рынку специалисты дали в ходе прошедшего в Алматы «круглого стола» на тему «Розничный рынок страхования в Казахстане. Проблемы и перспективы».

«Страховой рынок Казахстана доказал свою состоятельность, преодолев кризисный период без ощутимых потерь. Сейчас для него начался новый этап развития и наращивания объемов страхования, практически вернувшись к докризисному уровню, – утверждает Марина Шиповалова, главный редактор журнала «Рынок страхования». – Если раньше рост розничного страхования обеспечивался за счет «кредитного бума», то как он поведет себя сейчас, сказать сложно, и розничный рынок в связи с этим нуждается в стимулировании и развитии».  Объясняя сложившуюся ситуацию на рынке, Ергали Бегимбетов, председатель правления страховой компании «Лондон-Алматы», утверждает, что «сегодня страховые компании зарабатывают на рынке корпоративного страхования такие средства, которые их вполне устраивают. Если бы прибыль в корпоративном секторе была бы меньше, то компании уже давно бы стали вкладывать средства в развитие сектора страхования физических лиц».

Кроме этого, г-н Бегимбетов поднял вопрос о том, насколько казахстанские страховые компании готовы предоставлять качественные страховые услуги и насколько они готовы к форс-мажорным обстоятельствам сами. К примеру, на случай землетрясения в Алматы каждая компания должна иметь средства в иностранных банках, которыми бы она могла осуществлять выплаты пострадавшим. По словам эксперта, далеко не каждая отечественная страховая компания может предоставить подобную гарантию.

Но не все участники рынка столь мрачно оценивают текущее положение вещей. Так, председатель правления компании «Сентрас Иншуранс» Талгат Усенов считает, что именно «благодаря корпоративному страхованию рынок постепенно набирает необходимый «запас средств», который в дальнейшем поможет компаниям сделать рывок по развитию страховой розницы». По словам г-на Усенова, рынок пока не готов к развитию с обеих сторон: как люди не доверяют страховым компаниям, так и сами компании еще не создали необходимую инфраструктуру, не наладили бизнес-процессы и не внедрили качественные IT-системы.

Основными причинами неразвитости добровольного розничного рынка страхования в рамках «круглого стола» были названы: недоверие страховому рынку, низкая платежеспособность и низкая страховая культура.

Низкая страховая культура подразделяется на несколько составляющих. Во-первых, низкая страховая культура страхователей, что подразумевает низкий добровольный спрос на продукты розничного страхования, низкая страховая грамотность (невнимательное изучение условий страхования часто является причиной претензий к страховым компаниям и отказа от страхования в дальнейшем, недостаточное распространение договоров франшизы, что повышает расходы страховых компаний по урегулированию мелких убытков) и страховое мошенничество.

Во-вторых, низкая страховая культура у страховщиков и их собственников кроется в выборе в качестве целевого ориентира рыночной доли, темпов роста взносов вместо рентабельности и убыточности. А еще – демпинг, завышенные комиссии страховым посредникам и необоснованные задержки страховых выплат.

В-третьих, имеет место безответственность страховых посредников. Кроме этого, страховые посредники редко выступают в качестве продавца-консультанта, чаще в качестве просто продавца. В результате страхователи покупают «кота в мешке», что, в конечном счете, также снижает доверие страхователя к страховщикам.

В то же время культура страхования и развитие рынка розничного страхования – это два обоюдных процесса, они идут рука об руку. «Страховая культура – это не двигатель развития рынка, а его следствие», – считает г-жа Шиповалова.

Когда рынок корпоративного и обязательного страхования изживет себя, уже будет поздно думать о выстраивании работы в розничной сфере. Необходимо задуматься об этом уже сейчас, совершая конкретные действия.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

21.09.2011 • 14:44 955

Loading...