За кулисами информационных потоков

14.09.2011 • 16:54 1600

За кулисами информационных потоков

Традиционное представление о репортерах меняется

С момента своего появления информационные агентства (ИА) являлись специализированными информационными предприятиями, обслуживающими СМИ. Однако наступивший век информационного общества подстегнул интерес к быстрой информации у всех слоев общества. Теперь каждый хочет получать оперативные политические, экономические, социальные новости или новости культуры, что называется, «из первых рук».

Ветер перемен

В связи с этим ИА перешли на новый этап своего развития и претерпели некоторые изменения.

Так, по словам Ольги Коваленко, генерального директора – главного редактора ИА «Новости-Казахстан», «традиционно потребителями услуг информационных агентств были только средства массовой информации. Однако современная аудитория ИА значительно расширилась. Сейчас читателями агентств стал весь мир».

По сути, в наше время информационные агентства становятся в один ряд с онлайн-изданиями. «В целом работа ИА очень похожа на работу любых других онлайн-СМИ», – дает оценку современной ситуации г-жа Коваленко. В связи с этим обстоятельством возникают и некоторые особенности работы источников информации в интернете.

«Мы ищем подробности, сравниваем сообщения из разных источников, приводим дополнительную информацию, ставя задачей максимально полно ввести читателя в курс дела и ответить на его, пусть и незаданные, вопросы. И стараемся делать это быстро. При этом еще и отсекаем оценочную и эмоциональную составляющую», – описывает свою работу Алексей Гапеев, заместитель главного редактора «Ленты.ру», подчеркивая при этом, что «Лента» не является информационным агентством.

И именно с этими обстоятельствами существования в онлайн-режиме и связывает г-н Гапеев главную сложность в работе – нехватку кадров. «Найти подходящего сотрудника на небольшие, в общем-то, деньги (хотя и выше среднего по отрасли) очень сложно, поясняет эксперт. – От простого редактора в новостном онлайн-издании зависит очень многое: он должен не просто выдать качественный текст, но и сделать это не в ущерб скорости. Более того, из-за оперативности работы у нас нет возможности несколько раз перепроверять написанное, поэтому на редакторе лежит большая ответственность за содержание. Он должен владеть не только русским языком, но и основами html, знать иностранные языки, и, по-хорошему, разбираться в том, о чем пишет. А писать приходится почти обо всем», – заключает г-н Гапеев.

И былое не оставляет нас

Кроме новых нюансов в работе, которые приходится учитывать ИА, растущий спрос на информацию подстегивает неправомерное ее использование. С чем зачастую приходится сталкиваться современным агентствам. «ИА «КазТАГ» перманентно ведет борьбу за свои авторские права, которые постоянно нарушаются как не очень популярными, так и известными СМИ. Немногие понимают, что информация это такой же ценный товар как бренд или продукция «Мерседес-бенц», «Луи Виттон», «Сони», – поясняет ситуацию Асет Матаев, заместитель главного редактора ИА «КазТАГ».- Когда газеты или интернет-сайты публикуют информацию, не имея на нее прав и иногда даже не ссылаясь на первоисточник, то они или не понимают, что занимаются банальным воровством или притворяются», – заключает он.

С другой стороны, существует и общая для всех отечественных СМИ проблема. Получение ответов на запросы СМИ от госорганов весьма затруднено по времени. Как известно, любое средство массовой информации всегда работает в «авральном» режиме. Однако ответ от казахстанских государственных органов заставляет себя ждать некоторое время, и к этому времени он становится неактуальным. Между тем, надо отметить, что случаются и приятные исключения.

Деньги в кассу

Один из самых первых вопросов, который возникает при рассмотрении любого рода деятельности, – это источники финансирования данного предприятия.

«У добротного онлайн-СМИ основной источник дохода – рекламный. Кроме того, некоторые не брезгуют заказными материалами. Еще кто-то извлекает доход из смежных мероприятий, например, устраивая «круглые столы» в чьих-либо интересах», – утверждает г-н Гапеев.

В то же время, по мнению г-на Матаева, «многие агентства в Казахстане и за рубежом финансируются финансово-промышленными группами, государством, а иногда даже спецслужбами этих стран».

Кроме изложенного выше, одним из новых источников прибыли и при этом весьма значительным для ИА является СМС-рассылка. «Эта услуга довольно популярна в нашей стране. Ведь когда человек не имеет постоянного доступа в интернет, но при этом хочет всегда оставаться в курсе событий, очень удобно получать свежие новости сразу на свой сотовый телефон», – утверждает г-жа Коваленко.

При всем при этом по оценке участников рынка их предприятия являются самоокупаемыми компаниями, хотя и с минимальным доходом. «Наша организация финансово самостоятельная. Если в первое время мы брали кредиты на развитие, то на данный момент мы рентабельная организация, которая может самостоятельно себя содержать, – заверяет зам генерального директора ИА «КазТАГ». Как и во всяком успешном бизнесе, любому проекту требуется своя ниша и фишка. Но в Казахстане, как известно, нет ни одного «суперприбыльного» СМИ, а все доходы уходят на содержание сотрудников, офиса и немного – на развитие», – заключает г-н Матаев.

С выводами своего казахстанского коллеги согласен и заместитель главного редактора «Ленты.ру». «На самоокупаемость мы вышли лет пять назад, с тех пор доходы растут, но инвесторам, по моим сведениям, значительной доли они не приносят», – заявляет г-н Гапеев.

Несмотря на то, что подопечные им организации эксперты оценили как самоокупаемые, ситуация на всем рынке онлайн-СМИ не столь радужна. «В целом же по рынку, насколько мне известно, прибыльными являются лишь единицы, лидеры, остальные же онлайн-СМИ, если не являются приложением к бумажной или иной версии, то представляют из себя затратные предприятия», – полагает г-н Гапеев.

Движущиеся картинки вместо слов

Рост широкополосного доступа в интернет и снижение затрат на производство видеоконтента формируют тенденцию использования видео как одного из приоритетных способов передачи информации. Современный пользователь все больше хочет не читать новость, а смотреть ее. Видео быстро становится главным инструментом по двум причинам: оно интересно и, что более важно, убедительно.

Информационные агентства в этом смысле не исключения. ИА работают в общемировом тренде, и их работа меняется вместе с изменениями во всем мировом информационном пространстве. «В связи с этим среди контента агентств появляется все больше видеосообщений. Однако трудно в этом вопросе делать какие-либо прогнозы относительно того, какой вид информации, печатный или видео, будет превалировать в будущем», – считает г-жа Коваленко.

В заключение отметим и то, что информационные агентства оказались довольно закрытыми организациями. К примеру, в ИА «Интерфакс-Казахстан» отказались давать какие-либо комментарии по поводу своей работы.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.09.2011 • 16:54 1600

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
За кулисами информационных потоков
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика