14.09.2011 • 16:48 998

Неужели появился аватар Виктора Цоя?!

Один легендарный исполнитель стал «воплощением» другого

В преддверии. Ничто не предвещало беды

С детства я являюсь, думаю, как и многие жители постсоветских стран, фанатом старого доброго русского рока. Одним из ярких представителей этого уникального музыкального направления, безусловно, является группа «Наутилус Помпилиус».

Старые песни «Нау» были обаятельны и красивы, они заставляли трепетать умы многочисленных фанатов. Чего только стоят такие хиты, как «Прощальное письмо», «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Я хочу быть с тобой», «Дыхание», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки». Все эти песни я помню наизусть до сих пор, они прочно вошли в мое подсознание. Поэтому предстоящего концерта Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер» я ждала с нетерпением.

Однако меня несколько останавливал тот факт, что лет семь назад, когда мне посчастливилось побывать на концерте нового проекта г-на Бутусова, в основном он исполнял только свои новые песни. Но в этот раз организаторы концерта уверили, что кумиры 80-х исполнят старые, добрые, проверенные временем хиты.

«Либретто» фестиваля

Выступление группы «Ю-Питер» явилось лакомым кусочком целого фестиваля под названием «На вершине Тенгри». Выступление известной российской команды призвано было, по всей видимости, привлечь внимание и тем самым популяризовать творчество казахстанских рок-групп. Таким благородным делом вот уже второй раз за этот год занялась отечественная радиостанция TengriFM. Счастливчиками, которые теперь могут смело заявить, что они выступали на одной сцене с Вячеславом Бутусовым и Георгием Каспаряном (бывший гитарист «Кино»), стали «Inventing Dreams», «Jazz Voda», «Cry Baby», «Парфюмеры», «Субкультура» и «Angry Ants».

Кроме этого, концерт ознаменовал открытие нового офиса «Цеснабанка», который выступил спонсором данного мероприятия. Таким нетривиальным образом руководство банка решило привлечь внимание общественности и всех своих клиентов к планам по более активному развитию своего бизнеса в Алматы. Ведь исторически сложилось, что сильные позиции «Цеснабанк» занимает в Центральном и Северном Казахстане, а теперь амбиции фининститута распространяются и на южные районы нашей страны.

Отечественная авторская и некоммерческая музыка по большей части находится в подполье. Исполнители зачастую не имеют возможности заниматься только музыкой, так как это занятие не приносит средств для существования. Вот почему поддержка этого направления в казахстанской культуре крайне важна. Пока мы не приобщим публику к казахстанскому контенту, говорить о каком-либо будущем рок-музыки в РК рано. На мой взгляд, это очень четко понимают организаторы фестиваля. За что им можно сказать спасибо.

При этом следует отметить, что большинство казахстанцев не готовы идти на выступление отечественных рок-команд, если только они не разогревают публику перед выходом какой-либо легендарной российской команды. Безусловно, практика, когда более раскрученные команды дают возможность прорваться на вершину Олимпа менее популярным широко распространена в рок-тусовке.

Но в данном случае меня настораживает то, что в подавляющем большинстве приглашенными генералами из года в год являются одни и те же лица, рок-легенды не по своей воле дают дорогу молодым, ведь они приезжают на уже заранее составленный организаторами концерт. То ли новые исполнители недостаточно хороши, то ли старые рокеры потеряли всякую инициативность.

Время «Х»

Каждой казахстанской команде на необычной концертной площадке – международном комплексе лыжных трамплинов – позволено было сыграть по три композиции. Выбор репертуара проходил под чутким руководством радиостанции-организатора. После казахстанской части фестиваля на сцену вышли хедлайнеры – «Ю-Питер». К слову сказать, выход любой мало-мальски известной группы всегда сопровождается неким ожиданием. Если казахстанские команды одна за другой сменяли друг друга, то Вячеслава Бутусова с сотоварищами уже разогретой публике пришлось ждать около 10-15 минут.

Свое выступление российские гости начали с незабвенной египетской сказки «Тутанхамон», но уже вторая песня «Кончится лето» группы «Кино» заставила меня насторожиться. Я знала, что «Ю-Питер» с приходом Георгия Каспаряна стали исполнять песни Виктора Цоя, но я не могла себе предположить, каких масштабов это течение достигло.

Все началось с исполнения в 2000 году «Звезды по имени Солнце» для трибьюта «Кинопробы», который был неоднозначно встречен поклонниками «Кино». Само создание «Кинопроб» и ежегодное исполнение песен Виктора Цоя, на мой взгляд, является данью уважения к знаковой фигуре в музыке постсоветского пространства. Однако то, какого размаха заимствование песен из репертуара другого исполнителя достигло в творческой жизни г-на Бутусова, несколько обескураживает.

Начиная с 2005 года, в концертной программе «Ю-Питера» существует целое отделение песен «Кино». Но постойте, неужели группа «Ю-Питер» – это кавер-группа, которая теперь совсем не исполняет своих песен, а только репертуар «Нау» и «Кино». В концерте, прошедшем в Алматы, прозвучала только одна композиция самого относительно нового проекта г-на Бутусова – «Девушка по городу». Между тем, все мы знаем такие достойные композиции как «Песня идущего домой» или «Ударная любовь».

Вячеслав Бутусов в последние годы не отличался особенной экспрессией на сцене, но алматинское выступление, пожалуй, может побороться за звание самого отрешенного среди его концертов. Всем своим видом солист «Ю-Питера» давал понять, что он играет как бы для галочки. При наличии пюпитра перед глазами он забывал отдельные строчки, как это было в песне «Титаник», а порой и целые куплеты. При исполнении философской притчи «Прогулки по воде» второй куплет спасла отзывчивая публика, когда г-н Бутусов оборвался на полуслове, все «трамплины» продолжали петь.

Наверно, уже в благодарность за столь массовую поддержку Вячеслав Бутусов дал жару на песне «Шар цвета хаки», именно исполнение этой песни было наполнено чувствами и эмоциями.

Возвращаясь к исполнению произведений «Кино», хотелось бы отметить, что каверы на песни, исполненные, что называется, «один в один», – это прерогатива, как я уже отмечала, кавер-команд, которые не имеют большой популярности с собственными композициями, но хотели бы сделать музыку способом для заработка средств на пропитание. Уже состоявшиеся же группы, когда исполняют чужие песни, всегда стараются привнести что-то свое, вдохнуть новую жизнь в композицию или предложить собственный взгляд на материал.

Возможно, такое трепетное отношение группы «Ю-Питер» к песням «Кино» можно объяснить нежеланием портить столь дорогое для нас, выросших «На группе крови» и «Пачке сигарет», наследие Виктора Цоя. А может, прав солист легендарной московской группы «Крематорий» Армен Григорян. Однажды в интервью он предположил, что Вячеслав Бутусов, исполняя старые хиты Виктора Цоя, просто хочет выйти за рамки. Может быть, самого себя. По словам г-на Григоряна, это как отпуск, отдых – отойти от себя самого. Он связывает такой отдых с отсутствием новых идей и вдохновения у исполнителя.

Но не кажется ли вам, что творческий отпуск двух легендарных музыкантов Бутусова и Каспаряна несколько затянулся…

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

14.09.2011 • 16:48 998

Loading...