07.09.2011 • 14:20 1177

Фокус-группы помогают «электронному правительству»

АО «НИТ» совершенствует работу системы

Более двух десятков усовершенствований было произведено в работе системы «электронного правительства» благодаря деятельности фокус-групп, сформированных из добровольцев. В качестве поощрения этой работы АО «Национальные информационные технологии» даже разыграло среди участников несколько нетбуков.

Фокус-группы в АО «НИТ» проходят два раза в месяц. По их итогам было получено 68 замечаний, и уже 24 устранено. Все участники прошли в НИТ обучение работе с порталом www.egov.kz, получили электронные цифровые подписи (ЭЦП) и протестировали портал в режиме онлайн.

«Оптимизировать работу портала «электронного правительства», узнать «слабые» и «сильные» стороны, а также получить полезную и новую информацию о том, как сделать портал проще и доступней в использовании», – так сформулировал цель фокус-групп менеджер по продвижению электронных услуг АО «НИТ» Алмас Толыкбаев.

Он отметил, что процедура получения ЭЦП и работы на портале будет упрощаться еще больше. Подача заявления будет реализована в один шаг (единственная страница для ввода данных вместо нескольких), и отпадет необходимость установки криптопровайдера – специальной программы «Tumar». Браузер будет сам загружать ЭЦП и считывать ее с компьютера. Сейчас новая версия ЭЦП находится на стадии тестировании и будет внедрена, скорее всего, уже до конца этого года.

Электронная цифровая подпись – аналог реальной подписи человека или печати юридического лица. Ее использование подтверждает подлинность электронных документов. Стоит отметить, что система ЭЦП была разработана для многократного повышения безопасности сетей и передачи данных между ними в больших организациях, уже имеющих свою инфраструктуру обслуживания и иерархию центров сертификации.

Для конечного пользователя внутри организации система простая – за пользователя вся работа уже сделана (выстроена инфраструктура), ему только остается вставить карту и ввести четырехзначный код.

Другое дело – компьютер отдельно взятого казахстанца. На нем эту инфраструктуру никто не создавал. Поэтому и приходится ему для начала использования ЭЦП самостоятельно добавлять и верифицировать ключи, устанавливать программы и апплеты. Весь этот процесс по возможности упрощается специалистами «НИТ», однако все еще остается немало нюансов (существующих во имя безопасности передачи данных), которые с первого взгляда тяжело понять среднестатистическому пользователю. Слишком много условий, на которых пользователь может ошибиться и усложнить для себя процесс работы.

Еще одна особенность. Если в организации инфраструктура находится на одном уровне (единого качества), то у казахстанских пользователей ЭЦП на компьютерах установлены разные системы, и эти системы уже могут быть изменены программами, вирусами, драйверами и т.д. И в таком случае привести все системы к одному «среднему арифметическому» очень сложно.

В идеале процесс работы пользователя с egov когда-нибудь приблизится к «одноклассникам» или «вконтакте», где аккаунт не зависит от наличия на компьютере Java-машины, названия браузера и возраста операционной системы. Система станет более простой, платформонезависимой и более доступной конечному пользователю. Это уже реализовано в США, где у каждого гражданина есть номер социального обеспечения (англ. Social Security number) – уникальный девятизначный номер (его прообраз – наш ИИН).

По этому номеру в США принимают на работу, открывают счета в банках и оказывают медицинские услуги. Он фигурирует во множестве онлайн-сервисов – и никаких походов в ЦОН для получения справки.

За все время работы системы физическим и юридическим лицам выдано более 641 тыс. ЭЦП. ЭЦП позволяет в сжатые сроки (за несколько часов), бесплатно, без очередей (не выходя из дома) получить несколько десятков справок. Можно получить справки об отсутствии судимости, о пенсионных отчислениях, о наличии или отсутствии недвижимости, оплатить штрафы. Юрлица благодаря ЭЦП могут принять участие в госзакупках, оплатить налоги и т.д.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

07.09.2011 • 14:20 1177

Loading...