07.09.2011 • 11:36 3329

Сколько будет стоить техосмотр?

С 2012 года ТО будут проводить только «частники»

В Комитете транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) РК сообщают, что на начальном этапе субъектами частного предпринимательства подтверждена организация 65 центров техосмотра по республике. А это значит, что планы по передаче автомобильного техосмотра в частные руки к 2012 году реализуются уверенными темпами. Кроме того, в МТК сообщили, что стоимость проведения технического осмотра будет устанавливаться частными центрами самостоятельно, исходя из требуемых затрат на организацию и содержание центров. Может ли это повлечь значительное удорожание техосмотра? В ведомстве сообщают, что необоснованное завышение цен и случаи ценового сговора будут контролировать соответствующие госорганы.

Однако, как справедливо отмечает Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, в Казахстане ценообразование на большинстве рынков устроено так, что каждый новый участник равняется на верхнюю ценовую планку. «Большинство игроков не готовы довольствоваться средней нормой прибыли и стремятся окупить вложения не за счет объема, а за счет цены. Это касается даже тех сфер, где конкуренция высока. Так что не исключаю, что и без формального сговора цены на услуги техосмотра окажутся выше анонсированной планки в 3-4 тысячи тенге. Возможно, Минтранскому стоит задуматься о законодательном определении верхнего ценового порога стоимости этих услуг», – высказывает мнение Олег Алферов.

Как считают в министерстве, автовладельцы должны приветствовать передачу техосмотра в частные руки в том числе и потому, что перечень необходимых документов, требуемых от автовладельца, минимизирован и исключены платежи в бюджет. Тем, кто сетует на убытки, которые понесет в результате бюджет, г-н Алферов указывает, что поступления пошлин за прохождение техосмотра составляют менее 0,1% доходов бюджета. «Кроме того, стоит помнить, что процедура техосмотра это не только доходы, но и расходы на оплату труда сотрудников дорожной полиции и содержание технической базы», – напоминает эксперт. Сокращение перечня документов, по его мнению, не окажет влияния на безопасность на казахстанских дорогах.

«Ситуация на дороге складывается из двух составляющих: требования, предъявляемые законом к эксплуатируемым автомобилям, и качество контроля за их исполнением. При прежнем порядке техосмотра эти требования, как известно, любой водитель мог обойти за умеренную плату. Насколько действующие технические требования адекватны состоянию казахстанского парка? Понятно, что они чрезмерно лояльны. Лояльны в ущерб не абстрактной «экологии», а нашему здоровью. И в этом случае известная реплика Ницше не работает – дыхание серой, свинцом, бензопиреном и другими канцерогенами нас с вами не убивает, но и сильнее точно не делает. Лично я не вижу оснований, по которым четверо казахстанцев, включая новорожденных, платили бы своим здоровьем за право каждого пятого (таково соотношение автовладельцев к пешеходам) коптить их легкие и укорачивать их жизнь», – считает руководитель Qncepto. Он приводит данные о том, что в большинстве крупных городов на автотранспорт приходится более 70% всего загрязнения воздушного бассейна, в Алматы этот показатель зашкаливает за 90%. «Вы можете представить себе полмиллиона тонн выхлопных газов? А именно столько выбрасывается в атмосферу мегаполиса только за одни сутки! Все потому, что по уровню автомобилизации Алматы уже догнал Москву. Разница лишь в том, что доля авто старше 10 лет в российской столице вдвое ниже», – рассказывает Олег Алферов. По мнению эксперта, на протяжении многих лет профильные ведомства занимали пассивную позицию, не торопя ужесточение требований к токсичности выбросов. В то время как Европа приняла нормы Евро-3 в 1999 году (и повышает планку в среднем каждые 5 лет), Россия – в 2008. Программа перехода на стандарты Евро стала для Казахстана хоть и запоздалым, но необходимым шагом. С будущего года на территорию страны будет разрешено ввозить только автомобили стандарта Евро-3. То же касается и выпускаемых внутри Казахстана автомобилей.

Сегодня для автотранспортных средств в республике установлена следующая периодичность прохождения технического осмотра: 1) каждые 12 месяцев – автотранспортные средства (АТС), возраст которых более 7 лет, включая год выпуска; 2) каждые 24 месяца – АТС, возраст которых от 3 до 7 лет, включая год выпуска; 3) каждые 36 месяцев – АТС, возраст которых до 3 лет, включая год выпуска. Автобусы проходят обязательный технический осмотр каждые полгода.

Эксперты не считают, что в ближайшее время на рынке диагностических услуг развернется конкурентная борьба. В том числе и по причине необходимости немалых вложений для соответствия частного центра техосмотра установленным требованиям. Как пояснили в Минтранскоме, такому центру необходимо иметь стационарные и мобильные линии технического контроля, которые автоматически определяют параметры эффективности тормозной системы, рулевого управления, элементов подвески, выбросов в атмосферу и так далее, контрольно-диагностическое оборудование: роликовый тормозной стенд; стенд проверки подвески; люфт-детектор или люфтомер; газоанализатор и дымомер; электронный прибор проверки света фар. «Предусмотренная ответственность таких центров за качество диагностики делает этот бизнес достаточно хлопотным и предопределяет регулярное участие центров техосмотра в судебных разбирательствах и контактах с дорполицией. Так что в некоторых регионах не станции техосмотра будут бороться за клиента, а наоборот. Пример Костаная, где среди СТО пока нет желающих вкладываться в техосмотр, вполне показателен. Хотя этот вопрос со временем, конечно, будет решен», – считает Олег Алферов.

По мнению же разработчиков, с 2012 года проведение техосмотра автомобилей планируется полностью передать частным центрам.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

07.09.2011 • 11:36 3329

Loading...