01.09.2011 • 13:43 1516

Большая перемена

С 2012 года школьники будут учиться по новому государственному стандарту

В Казахстане будут пересматривать содержание школьного образования. Уже на протяжении долгого времени в стране обсуждается вопрос о переходе на двенадцатилетнее обучение. Судя по всему, неоднозначной остается и «одиннадцатилетка». В связи с этим учителя, школьники и их родители в скором времени будут ориентироваться на новые стандарты в образовании.

Эти вопросы обсуждались на прошедшем в Астане республиканском педагогическом форуме. В ходе мероприятия министр образования и науки Бакытжан Жумагулов рассказал о нововведениях, которые коснутся среднего образования. К примеру, были затронуты вопросы о внедрении программы строительства новых школ в связи с переходом на новый формат обучения. «Сейчас много критики идет в адрес действующего стандарта одиннадцатилетнего образования: за последние 8 лет там накопилось много нестыковок», – отметил г-н Жумагулов. В связи с этим с 2012 года в Казахстане школьники будут учиться по новому государственному стандарту.

Новым ГОСТам еще придется пройти внешнюю экспертизу и апробацию. По мнению министра, основным мотивом пересмотра стандартов стало то, что по ним школьникам нужно учиться еще 8-10 лет до перехода всех классов на 12-летнюю систему. Вместе с тем, для двенадцатилетнего обучения необходимы программы образования, учебники и учебно-методические комплексы. «Много критики звучало относительно низкого качества разработанных учебников. Данная работа обязательно должна найти свое место в реформах, проводимых в системе образования, причем на всех уровнях», – рассказала «Капитал.kz» Нуржамал Дуйсенгулова, проректор по академическим вопросам Международной академии бизнеса.

Реформы, которые осуществляются в настоящее время в системе образования, направлены на обеспечение качества подготовки педагогических кадров, считает г-жа Дуйсенгулова. «Особенно следует отметить среднее и среднепрофессиональное образование. Здесь стоит сказать и о повышении статуса педагогов, мотивации труда и повышении квалификации, что, мы надеемся, непременно отразится на качестве обучения школьников», – говорит она.

На протяжении долгого времени в Казахстане оставался открытым вопрос о повышении заработной платы учителям и авторитета профессии. Отметим, что на прошлой неделе состоялось пленарное заседание в рамках августовского совещания работников образования Алматы с участием министра образования и науки г-на Жумагулова, на котором рассматривались актуальные вопросы развития образования в Казахстане. За счет бюджетных средств только в 2009 году педагогическим работникам была увеличена заработная плата на 25%, с 1 апреля 2010 года – на 25%, с 1 июля 2011 года – на 30%. Данные предложения об увеличении зарплаты нашли поддержку, поэтому с 1 сентября 2011 года заработная плата учителя, при нормальной загрузке, составит 47 тыс. 428 тенге, а с учетом доплат – 58 тыс. 930 тенге. По госпрограмме «100 школ, 100 больниц» 105 педагогам города было выделено жилье, и до конца 2011 года еще 192 учителя станут новоселами.

За последние 20 лет в городе не было построено ни одного детского сада, отметил в своем выступлении Ахметжан Есимов, аким Алматы. Однако ситуация изменилась, поэтому с 2009 года и до первого полугодия 2011 года было введено в эксплуатацию 10 детских садов на 2050 мест. Вместе с тем 4 детским садам на 680 мест были возвращены здания, которые находились в аренде. «Итого на сегодня в городе функционируют 215 детских садов с контингентом 40 850 детей. За последние три года в Алматы построено 5 новых школ на 6000 мест и 3 пристройки к школам на 1286 мест», – отметил г-н Есимов.

Инвестиции в специалистов

Образовательная политика, проводимая в стране, в целом эффективна. Такое мнение высказала Гульнар Балакаева, проректор по учебной работе Казахского национального университета имени аль-Фараби «Я считаю, за двадцать лет независимости в стране проделана масштабная работа в сфере высшего образования. Произошли коренные изменения условий функционирования самой системы: удалось повысить качество образовательных услуг, вступить в Болонский процесс, принять приоритетные национальные программы в области образования. То, что Казахстан стал полноправным членом Болонского процесса, это не каждому государству под силу», – отметила она, добавив, что КазНУ стал первым вузом республики, подписавшим Великую хартию университетов.

В то же время с каждым годом в Казахстане наблюдается тенденция увеличения финансовых средств, выделяемых из государственного бюджета на образование. Так, бюджет сферы образования Алматы только за последние 3 года возрос на 48%. К примеру, если в 2009 году из местного бюджета было выделено 25,5 млрд тенге, то в 2011 году – почти 38 млрд. В Министерстве образования и науки РК отмечают, что выделение средств положительно сказалось на улучшении материальной базы системы образования.

Однако проблемы все еще остаются. В системе высшего образования следует обеспечить потребность рынка труда в высококвалифицированных кадрах, профессионально подготовленных специалистах, соответствующих запросам работодателей. По мнению Нуржамал Дуйсенгуловой, необходимо формировать образовательные программы с экспертной оценкой работодателей, привлекать практиков в систему подготовки молодых специалистов, обеспечивать академическую мобильность студентов с целью интеграции в международное образовательное пространство. «Система высшего образования во многих вопросах регламентирована нормативно-инструктивными документами, что снижает привлекательность образовательных программ, индивидуальность вузов, – говорит она. – Нельзя исключать вопрос профессионального уровня профессорско-преподавательского состава. Требуется постоянно повышать квалификацию, причем не только с точки зрения практикоориентированности и зарубежного опыта, но и внедрения собственных инноваций в образовательный процесс».

С мнением, что необходимо решать, прежде всего, вопросы подготовки кадров, соглашается и Гульнар Балакаева. «Есть прекрасная программа «Болашак», через которую прошли много талантливых ребят. И в большинстве они не остаются за рубежом, возвращаются. Вот, к примеру, 40 «болашаковцев» подали заявки, хотят у нас преподавать», – утверждает г-жа Балакаева. При поддержке Министерства образования и науки РК университет сделал качественный рывок в сфере послевузовского образования, увеличив подготовку магистрантов и докторантов. В этом году пороговый уровень поступления на бакалавриат был не менее 70 баллов.

На достигнутом – не останавливаются

Казахстанскому образованию еще предстоит пройти этапы модернизации. В числе основных приоритетных задач в 2011-2012 гг. аким Алматы отметил сокращение дефицита мест в организациях образования путем строительства 8 детских садов; возврата 2-х дошкольных учреждений; открытия 5-ти частных детских садов на 1710 мест; 9 школ на 10 тыс. 800 мест; профессионального лицея на 720 мест. Второй задачей является укрепление и модернизация учебно-материальной базы организаций образования, а третьей – дальнейшее повышение качества образования и внедрение новых образовательных и информационных технологий обучения.

Согласно Посланию главы государства, два вуза страны должны войти в рейтинг ведущих вузов мира и осуществлять инновационную деятельность, констатирует г-жа Балакаева. «Это главный приоритет для КазНУ. Новый учебный год мы начинаем с новой моделью, которая является мощной платформой для трансформации вуза в исследовательский университет. И поставленные цели вполне достижимы, я, как и мои коллеги, в этом убеждена», – отметила она.

В ближнесрочной перспективе система образования должна быть интегрирована в международное образовательное пространство, что должно обеспечить конкурентоспособность наших специалистов, подчеркивает г-жа Дуйсенгулова. «В настоящее время необходимы инвестиции в будущих специалистов через мотивацию как обучающих, так и обучающихся. В дальнесрочной перспективе система образования должна обеспечить повышение качества жизни страны», – заключает эксперт.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

01.09.2011 • 13:43 1516

Loading...