Печатные СМИ Казахстана – быть или не быть?

01.09.2011 • 12:55 1911

Печатные СМИ Казахстана – быть или не быть?

Уменьшение рекламных бюджетов и жесткая конкуренция со стороны электронных СМИ за последние десять лет сильно изменили ситуацию в мировом медиабизнесе. В Казахстане ситуация усугубляется вмешательством государства в отрасль и маленьким размером рынка, считают эксперты.

Об этом на прошедшей в Астане международной конференции «Актуальные проблемы медиазаконодательства: оценки, прогнозы, перспективы» говорили зарубежные и казахстанские медиадеятели, которые собрались для разговора о будущем казахстанских печатных СМИ.

В конференции, организованной Казахстанской ассоциацией издателей газет (КАИГ) при финансовой поддержке Европейского союза, приняли участие медиаэксперты из стран СНГ, представители правозащитных организаций и госструктур. Участники обсудили свободу слова в регионе, проблемы медиабизнеса и доступа к информации, а также законодательство о СМИ различных стран.

Сергей Миронов, представитель КАИГ, отмечает, что, несмотря на кризис, не уменьшается госзаказ на продвижение информационной политики государства.

По словам г-на Миронова, для него остается загадкой факт существования госзаказа на проведение государственной информационной политики в регионах. Эти деньги, по сути, выделяются на «покупку лояльности СМИ», говорит он.

«Что за такая политика на местном уровне, на которую, например, в Карагандинской области нужно давать 200 млн тенге в год ($1,3 млн – прим. авт.)? Эта сумма – половина рынка медиа всей области. Это безумные непонятные деньги, которые вливаются из года в год в те же СМИ», – отметил в своем выступлении г-н Миронов.

Гость конференции, Алексей Погорелов, генеральный директор Украинской ассоциации издателей, считает, что информационной политики у государства как таковой нет. Не только в Казахстане, но и на Украине. «Это миф, это просто бюджеты, которые тратятся на приобретение лояльности СМИ. Это плохо, так как не создаются конкурентные условия на медиарынке», – сказал он.

В Казахстане работа многих СМИ с региональными чиновниками строится по принципу «что не могут подавить или закрыть, то покупается», продолжает Сергей Миронов. Хотя казахстанское законодательство и запрещает государству вмешиваться в предпринимательскую деятельность, в том числе и в медиабизнес.

Единственное, на что не мешало бы увидеть реакцию со стороны госорганов, подчеркнул г-н Миронов, так это на серьезные нарушения законов вроде завышения тиражей многими казахстанскими газетами.

«Нам хотелось бы, чтобы у нас была такая же серьезная практика, какую показывает Федеральная антимонопольная служба России. Если там в каком-то регионе складывается ситуация с завышением тиражей, то с помощью антимонопольного законодательства все быстро разрешается. В Казахстане попытки обращаться в Антимонопольный комитет с подобными заявлениями не удавались. По данным КАИГ, 9 из 10 издателей завышают тиражи своего издания в выходных данных. И «прирост» тиража составляет от 20 до 500%», – говорит эксперт.

В большинстве стран давно уже успешно действуют специальные организации, занимающиеся аудитом и сертификацией тиражей. Как правило, они создаются на трехсторонней основе. Если не представлен сертификат о тираже, то серьезные западные рекламодатели даже не обсуждают вопрос о размещении рекламы.

Эксперты признают – основные, переломные изменения на мировом рынке печатных СМИ сегодня происходят в газетном сегменте: привычные форматы устаревают, читатели, становясь более разборчивыми, ждут от газеты большей динамичности – как по форме, так и по содержанию. Вслед за ними новые требования предъявляют и рекламодатели…

Последние данные о тиражах 770 ежедневных американских газет отображают общемировую отрицательную тенденцию: в среднем они сократились на 2,5%. Однако по данным исследований, каждый экземпляр платной газеты просматривают от 2 до 6 читателей, что не может не радовать рекламодателей. Хотя Газетная ассоциация Америки (Newspaper Association of America) и говорит много о популярности новостных сайтов, читатели все еще тратят на них недостаточно времени, чтобы произвести впечатление на рекламодателей.

Несмотря на все это, доходы ведущих мировых газетных корпораций и крупных медиахолдингов по-прежнему растут, а охват увеличивается. Этот рост напрямую зависит от того, в какой степени традиционные газетные компании научились преобразовывать традиционную газету в мультиканальный медиабизнес.

На своих ежегодных конгрессах лидеры мировой газетной индустрии в последние годы сошлись во мнении, что современная газета – это не только «бумага». К традиционному бумажному носителю добавились онлайновые, кабельные каналы распространения и доставки контента, производимого одной и той же редакцией. В последние годы информация, которую готовят газетные редакции, начинает захватывать и мобильные носители – телефоны и другие устройства, – сопровождающие человека 24 часа в сутки и дающие возможность мгновенной интерактивной реакции потребителя на полученную информацию.

В результате активного проникновения интернета и мобильных сервисов резко возросло потребление онлайновых версий газет, которые отличаются от бумажных версий гораздо большими возможностями.

В то же время исследователи выражают категорическое несогласие с широко распространенным мнением, что бумажные газеты полностью уйдут с рынка. Газета лишь сокращает свою долю на рынке бумажных медиа, превращаясь в многоканального поставщика контента конечному потребителю. Если человечество изобретет какой-либо эффективный заменитель сырья для бумаги (например, так называемую e-paper, или электронную бумагу), то даже тогда сохранятся все основные черты и признаки сегодняшней газеты.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

01.09.2011 • 12:55 1911

Поделиться
Печатные СМИ Казахстана – быть или не быть?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus