01.09.2011 • 12:55 1511

Печатные СМИ Казахстана – быть или не быть?

Уменьшение рекламных бюджетов и жесткая конкуренция со стороны электронных СМИ за последние десять лет сильно изменили ситуацию в мировом медиабизнесе. В Казахстане ситуация усугубляется вмешательством государства в отрасль и маленьким размером рынка, считают эксперты.

Об этом на прошедшей в Астане международной конференции «Актуальные проблемы медиазаконодательства: оценки, прогнозы, перспективы» говорили зарубежные и казахстанские медиадеятели, которые собрались для разговора о будущем казахстанских печатных СМИ.

В конференции, организованной Казахстанской ассоциацией издателей газет (КАИГ) при финансовой поддержке Европейского союза, приняли участие медиаэксперты из стран СНГ, представители правозащитных организаций и госструктур. Участники обсудили свободу слова в регионе, проблемы медиабизнеса и доступа к информации, а также законодательство о СМИ различных стран.

Сергей Миронов, представитель КАИГ, отмечает, что, несмотря на кризис, не уменьшается госзаказ на продвижение информационной политики государства.

По словам г-на Миронова, для него остается загадкой факт существования госзаказа на проведение государственной информационной политики в регионах. Эти деньги, по сути, выделяются на «покупку лояльности СМИ», говорит он.

«Что за такая политика на местном уровне, на которую, например, в Карагандинской области нужно давать 200 млн тенге в год ($1,3 млн – прим. авт.)? Эта сумма – половина рынка медиа всей области. Это безумные непонятные деньги, которые вливаются из года в год в те же СМИ», – отметил в своем выступлении г-н Миронов.

Гость конференции, Алексей Погорелов, генеральный директор Украинской ассоциации издателей, считает, что информационной политики у государства как таковой нет. Не только в Казахстане, но и на Украине. «Это миф, это просто бюджеты, которые тратятся на приобретение лояльности СМИ. Это плохо, так как не создаются конкурентные условия на медиарынке», – сказал он.

В Казахстане работа многих СМИ с региональными чиновниками строится по принципу «что не могут подавить или закрыть, то покупается», продолжает Сергей Миронов. Хотя казахстанское законодательство и запрещает государству вмешиваться в предпринимательскую деятельность, в том числе и в медиабизнес.

Единственное, на что не мешало бы увидеть реакцию со стороны госорганов, подчеркнул г-н Миронов, так это на серьезные нарушения законов вроде завышения тиражей многими казахстанскими газетами.

«Нам хотелось бы, чтобы у нас была такая же серьезная практика, какую показывает Федеральная антимонопольная служба России. Если там в каком-то регионе складывается ситуация с завышением тиражей, то с помощью антимонопольного законодательства все быстро разрешается. В Казахстане попытки обращаться в Антимонопольный комитет с подобными заявлениями не удавались. По данным КАИГ, 9 из 10 издателей завышают тиражи своего издания в выходных данных. И «прирост» тиража составляет от 20 до 500%», – говорит эксперт.

В большинстве стран давно уже успешно действуют специальные организации, занимающиеся аудитом и сертификацией тиражей. Как правило, они создаются на трехсторонней основе. Если не представлен сертификат о тираже, то серьезные западные рекламодатели даже не обсуждают вопрос о размещении рекламы.

Эксперты признают – основные, переломные изменения на мировом рынке печатных СМИ сегодня происходят в газетном сегменте: привычные форматы устаревают, читатели, становясь более разборчивыми, ждут от газеты большей динамичности – как по форме, так и по содержанию. Вслед за ними новые требования предъявляют и рекламодатели…

Последние данные о тиражах 770 ежедневных американских газет отображают общемировую отрицательную тенденцию: в среднем они сократились на 2,5%. Однако по данным исследований, каждый экземпляр платной газеты просматривают от 2 до 6 читателей, что не может не радовать рекламодателей. Хотя Газетная ассоциация Америки (Newspaper Association of America) и говорит много о популярности новостных сайтов, читатели все еще тратят на них недостаточно времени, чтобы произвести впечатление на рекламодателей.

Несмотря на все это, доходы ведущих мировых газетных корпораций и крупных медиахолдингов по-прежнему растут, а охват увеличивается. Этот рост напрямую зависит от того, в какой степени традиционные газетные компании научились преобразовывать традиционную газету в мультиканальный медиабизнес.

На своих ежегодных конгрессах лидеры мировой газетной индустрии в последние годы сошлись во мнении, что современная газета – это не только «бумага». К традиционному бумажному носителю добавились онлайновые, кабельные каналы распространения и доставки контента, производимого одной и той же редакцией. В последние годы информация, которую готовят газетные редакции, начинает захватывать и мобильные носители – телефоны и другие устройства, – сопровождающие человека 24 часа в сутки и дающие возможность мгновенной интерактивной реакции потребителя на полученную информацию.

В результате активного проникновения интернета и мобильных сервисов резко возросло потребление онлайновых версий газет, которые отличаются от бумажных версий гораздо большими возможностями.

В то же время исследователи выражают категорическое несогласие с широко распространенным мнением, что бумажные газеты полностью уйдут с рынка. Газета лишь сокращает свою долю на рынке бумажных медиа, превращаясь в многоканального поставщика контента конечному потребителю. Если человечество изобретет какой-либо эффективный заменитель сырья для бумаги (например, так называемую e-paper, или электронную бумагу), то даже тогда сохранятся все основные черты и признаки сегодняшней газеты.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

01.09.2011 • 12:55 1511

Loading...