01.09.2011 • 12:40 1172

Деньги – корейские, проекты – наши

Казахстан расширяет сотрудничество с Южной Кореей

Первым крупным событием в бизнес-среде республики после летнего затишья стал казахстанско-корейский бизнес-форум, прошедший в Астане 25 августа и организованный при поддержке агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST и Министерства индустрии и новых технологий. В нем приняли участие более 300 представителей бизнес-кругов обеих стран. Во время мероприятия было подписано девять меморандумов о взаимопонимании между казахстанскими и корейскими компаниями, которые обещают в скором времени вырасти в крупные проекты.

Так, корейская компания «Ssang Yong Motor» и АО «АгромашХолдинг» подписали лицензионное соглашение стоимостью $60 млн по сборке уникальной модели автомобиля специально для Казахстана. «АгромашХолдинг» уже осуществляет сборку южнокорейских автомобилей и собирается увеличивать объемы в ближайшие 5 лет.

«Азия Авто» собирается еще более плотно сотрудничать с «Дженерал Моторз Корея» следующие 10 лет. На форуме главы компаний подписали меморандум об увеличении поставок комплектующих из Кореи в 2012 году. Стоимость проекта – $200 млн.

Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» и корейский Исследовательский институт электроники и телекоммуникаций подписали соглашение о создании научно-исследовательского института в сфере инфокоммуникационных технологий. Соглашения о сотрудничестве и обмене опытом были также подписаны в области исследования стволовых клеток, возобновляемых источников энергии и инвестиций. Всего с 1993 по 2011 годы в Казахстан привлечено $4 млрд инвестиций.

Министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев пригласил южнокорейских бизнесменов работать в казахстанских свободных экономических зонах, как он их назвал, «точках роста» страны. Он отметил, что в Казахстане будет создано еще несколько СЭЗ к уже существующим шести. «Уверен, что совместная работа будет весьма продуктивна в альтернативной энергетике, приборостроении, энергоэффективности и других сферах», – сказал г-н Исекешев.

Опыт экономического развития Южной Кореи для Казахстана может действительно оказаться бесценным. Наш деловой партнер, товарооборот с которым достиг $1 млрд и продолжает расти, еще 40 лет назад был бедной страной. Среднегодовой доход каждого гражданина страны в шестидесятых едва достигал $87(!). С тех пор ВВП вырос в 100 раз – с 2,3 до $205 млрд, ВВП на душу населения достиг $24200.

Сейчас Южная Корея является признанным мировым лидером в производстве автомобилей, бытовой техники и электроники и в выплавке стали. Необычно осознавать, что в начале своей программы развития страна ориентировалась на Северную Корею, плановая экономика которой была взята как пример для подражания.

Южная Корея начала с развития легкой промышленности, поскольку в таком случае можно было использовать низкоквалифицированных работников, коими сорок лет назад являлась большая часть населения. Через десять лет, когда был наработан первый бизнес-опыт и заработаны некоторые средства, Южная Корея взялась за тяжелую промышленность.

Основой экономики стали «чеболи» – мощные многопрофильные холдинги. Чеболи включают в себя предприятия различной отраслевой направленности и существуют при поддержке правительства (оно обеспечивает защиту и ряд привилегий). Самые известные южнокорейские чеболи – Samsung, LG, Hyundai, Daewoo.

Например, Samsung не только крупнейший производитель бытовой техники, телекоммуникационного оборудования, аудио- и видеоустройств, но и известный строитель. Подразделение Samsung Engineering зарабатывает более $2 млрд в год. К слову, именно оно спроектировало и построило Бурдж-Халифа – самое высокое здание в мире в ОАЭ.

На базе Hyundai в Южной Корее была создана судостроительная отрасль, которая теперь дает треть мирового тоннажа грузовых судов.

А вот первой продукцией LG были крем для лица, зубная щетка и паста – некогда маленькая фирма начала с производства бытовой химии. Спустя полвека в группу LG Group входило уже 50 компаний тяжелой и легкой промышленности, объединенных под единым брендом. Сейчас годовой оборот LG составляет $400 млрд.

История чеболя Daewoo не так радужна. Концерн обанкротился в кризис 1998 года, к тому времени его долг составлял $80 млрд. Существовать продолжает только подразделение Daewoo Electronics, остальные стали независимыми, поглощены или ликвидированы. Многие из руководителей чеболя были арестованы по обвинению в финансовых махинациях, так что проблема коррупции и нарушений им знакома. К слову, все высшие посты в чеболе занимают родственники или близкие друзья директора, что не только «дает возможность осуществлять жесткий контроль над всем чеболем» (цитата из «википедии»), но и, как мы видим, иногда стоит «жизни» компании.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

01.09.2011 • 12:40 1172

Loading...