27.07.2011 • 12:31 1107

Приятное с полезным

Методику «кинособеседования» используют на специализированных позициях

Немногие отечественные компании при подборе персонала, во время собеседования используют метод синемалогии. Он является новым в Казахстане, но уже успел закрепиться и зарекомендовать себя на рынке труда за рубежом. Термин «кинособеседование» перешел из терапевтической психологии и больше ориентирован на поиск проблемных зон в психологии человека.

В России и дальнем зарубежье рекрутеры активно применяют данную методику. Однако она очень затратная по времени и финансовым средствам, рассказывает Алия Уразалиева, аналитик «рекрутинговой компании Elite». «В Казахстане такой метод оценки, возможно, применяется подразделениями крупных иностранных компаний. На нашем опыте, инструментами этого метода пользовалась международная корпорация по обучению и оценке персонала», – отмечает она.

Сегодня суть синемалогии сводится к просмотру и последующему анализу художественного фильма. После этого рекрутер задает кандидату вопросы, на которые необходимо незамедлительно ответить. К примеру, претендента спрашивают: «А как бы вы поступили в ситуации выбора: потерять дружбу ради карьеры, выбрать семью или карьеру, переступить через свои внутренние принципы ради успеха?»

Во время просмотра фильма испытуемый, часто сам того не подозревая, отождествляет себя с героем на экране и от его лица рассказывает о себе. Так, на основе полученной информации работодатель получает сведения о мотивации соискателя и сможет сделать вывод о том, насколько специалист соответствует корпоративной культуре компании и справится ли он со служебными обязанностями.

При «кинособеседовании» работодатель стремится узнать человеческие ценности. Например, на портале planetahr.ru подробно описывается применение метода синемалогии на практике. Метод позволяет выявить скрытое на подсознательном уровне отношение кандидата к себе самому, окружающим его людям и своей работе. Так, претенденты на определенную должность в компании просматривают фильм «Дьявол носит Прада». Первый кандидат, просмотрев фильм, дает следующую оценку: «Я согласен с позицией главной героини Эмили, она приняла правильное решение, уйдя от Миранды, выбрав любовь, решив построить свою карьеру, как журналист». Кто-то не согласится с выбором Эмили и сочтет ее недальновидной. «У нее был шанс, она им не воспользовалась, она сдалась. Перед ней могли открыться невероятные возможности, позволившие бы ей достичь высот своего босса и достигнуть известности, признательности, иметь власть, деньги», – говорит второй кандидат. Третий пожалеет Миранду из-за ее отношений с мужем, из-за отсутствия семейного счастья и сочтет, что карьера не стоит этого. В данном случае рекрутерам остается проанализировать ответы и составить портрет кандидата. «Синемалогия сильно завязана с проекцией образов», – считает Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.

Методику синемалогии используют в основном, когда речь идет о высоких или специализированных позициях. Как правило, когда претендента напрямую спрашивают о личных ценностях, он говорит то, что от него хотят услышать. Именно поэтому, по оценкам специалистов, метод «кинособеседования» является эффективным, которым можно распознать скрытые мотивы собеседника. Однако, по мнению г-жи Уразалиевой, прежде чем начать использовать нетрадиционные методики, необходимо учитывать, что они требуют детального анализа, а рекрутер должен быть силен в человеческой психологии.

В методе синемалогии есть значительный недостаток, о котором говорят многие эксперты. Так, «кинособеседование» способно размыть границы между темами карьеры и разговорами на личные проблемы. Еще один «минус» состоит в том, что для более низшего звена метод может не окупиться в будущем. По оценкам рекрутеров, синемалогия является не менее стрессогенным, чем обычное собеседование. Эксперты рекомендуют «получать удовольствие от просмотра» и не волноваться относительно своих ответов. Важно проявить себя цельной личностью, а также быть честным и искренним, советуют специалисты.

Специалисты «рекрутинговой компании Elite» знают метод, который схож с синемалогией. Он называется метод сказок, когда кандидата просят прокомментировать сказку. «Этот метод будет менее затратным по финансовым ресурсам. И для некого пробного варианта для моральной подготовки к синемалогии его возможно использовать при оценке топ-менеджмента в Казахстане», – считает Алия Уразалиева.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

27.07.2011 • 12:31 1107

Loading...