26.07.2011 • 18:08 1223

Первый раз в первый класс

Как выпускнику найти достойную работу, а работодателю своего сотрудника

Апрель и май месяцы – это период, когда высшие учебные заведения активно проводят ярмарки вакансий. Среди посетителей таких ярмарок нашей компанией было проведено исследование с целью выяснить их основные ожидания от будущей работы.

Большинство вузов города осуществляют подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга, финансов и учета, экономики и международных отношений, экологии и туризма, государственного и муниципального управления, информационных систем, социальной работы, социологии. Все-таки наиболее активными оказались студенты специальностей финансы (39,82%) и экономика (33,48%). Такая статистика вызвана тем, что количество студентов именно этих специальностей составляют большую часть учащихся. На вопрос о том, в каком секторе экономики хотели бы работать студенты и выпускники, мы получили следующие ответы (рисунок 1). Самыми популярными оказались такие секторы: Финансы (22,52%), Консалтинг (12,61%) и Туризм/Гостиничный и ресторанный бизнес (11,71%). Самыми  невостребованными для будущего трудоустройства, по мнению  студентов, оказались Медицина/Фармацевтика (0,45%), Сельское хозяйство (0,90%) и Тяжелая промышленность (1,35%).  В равной степени студенты хотят построить карьеру в таких секторах: Строительство и недвижимость (7,21%), Культура и искусство (6,27%), Общественно-политический/государственный сектор (6,27%).

Ожидания по заработной плате у студентов и выпускников сформировались в контексте рыночных условий и вполне адекватны нынешней ситуации. В среднем молодые люди ожидают зарабатывать для начала 60 000 тенге, самое часто встречающееся значение заработной платы – 100 000 тенге. И по нашему мнению, как профессионалов в области HR-консалтинга, заработная плата в 50 000 – 60 000 тенге для начинающего специалиста на данный момент является самой актуальной.

В нынешнее время инновационной экономики, развития высоких технологий приоритетными, на наш взгляд, специальностями должны быть технические: инженеры, программисты, специалисты сферы телекоммуникаций. Конкурентоспособность страны напрямую зависит от научного потенциала, следовательно, специалисты в сфере физики, химии, биологии нужны стране – за ними будущее. Социальная сфера: врачи, педагоги – это созидатели будущего человеческого потенциала республики. Хочется, чтобы понимание перспективности той или иной специальности не измерялось высокой заработной платой, а тем вкладом, который каждый квалифицированный специалист внесет в общее дело процветания страны. Отсюда и пойдут стабильная высокая оплата труда, достойные социальный пакет и условия работы.

До сих пор стоит вопрос о перенасыщении рынка специальностями экономист и финансист. И результаты проведенных исследований доказывают этот факт. На наш взгляд, надо обратить внимание на то, насколько такие специалисты обладают глубокими знаниями управления экономикой на предприятии, в стране или регулирования финансовых отношений. Кандидатов с образованием экономиста или финансиста очень много, а конкурентоспособных специалистов, с высоким уровнем знаний и квалификацией – дефицит. С государственных позиций сейчас актуально делать акцент на профессионально-технические специальности. Тогда может быть решена проблема «перенасыщения».

В целом же рейтинг той или иной профессии в нашей стране определяется тождеством «популярность = высокая оплата». В таком случае рейтинг профессий должен выглядеть следующим образом. В числе наиболее популярных профессий называются специалисты нефтегазовой сферы со средней заработной платой 198 000 тенге; в сфере продаж оборудования, где можно заработать в среднем 150 000 тенге; и в секторе информационных технологий и телекоммуникаций, которым предлагают в среднем 145 000 тенге в месяц.

Отсюда наименее популярные профессии – это те, где оплата труда низкая, вследствие невысокой прибыли компаний. Это специалисты социальной сферы (медицинские работники, педагоги и ученые), экономисты и специалисты сферы обслуживания. Профессия юриста остается популярной в момент выбора высшего образования, но чтобы трудоустроиться по специальности и поддерживать конкурентоспособный уровень компании, необходимы дополнительные вложения в виде зарубежного образования и сертификатов.

Дефицитные профессии в нашей стране возникают в тех отраслях, где баланс между подготовкой специалистов и потребностью рынка нарушается. Рынок труда Казахстана сейчас испытывает необходимость в специалистах с техническим, медицинским образованием, логистах с профильным образованием и маркетологах-аналитиках. На данном этапе особым дефицитом  являются бизнес-консультанты. Это связано с тем, что опыт, необходимый для консультирования и помощи в развитии бизнеса, еще не наработан, а специалисты с достаточным стажем работы не всегда компетентны в нынешних бизнес-процессах. Сфера маркетинга и рекламы нуждается в сильных копирайтерах и бренд-менеджерах. И, наконец, самым востребованным специалистом является профессионал со свободным знанием английского языка.

Увеличение спроса со стороны казахстанских компаний на дефицитные сегодня профессии станет стимулом для повышения качества предложения со знаком «made in Kazakhstan».

Нынешний период предъявляет высокие требования к уровню профессионализма любого специалиста. Сегодня нормой считается знание пакета Microsoft Office на продвинутом уровне, знание английского языка как минимум на среднем уровне, наличие дополнительных сертификатов в своей профессиональной области, посещение тренингов и семинаров по повышению квалификации. И поэтому, чтобы кандидату быть конкурентоспособным на рынке, необходимо владеть этим стандартным «набором». В настоящее время можно отметить одну общую тенденцию – работодатели уделяют больше внимания предыдущему практическому опыту кандидата. Очень важно, чтобы кандидат имел в своем активе самостоятельно реализованные проекты, положительные рекомендации с предыдущих мест работы. Оценивается также общая успешность кандидата и его стабильность. Если в докризисный период возможные риски и ошибки компенсировались общим ростом рынка, то сегодня любая ошибка очень болезненна для бизнеса, а ошибки при подборе персонала обходятся дороже всего. Ярко проявляется эта тенденция при подборе на позиции в департамент продаж, в департамент по управлению человеческими ресурсами, в финансовый департамент во всех сферах бизнеса. Это не повышенные требования к кандидатам, а скорее ориентация на более успешных и достойных в целом кандидатов.

Что же делать студенту, чтобы после вуза уже быть востребованным? Нынешняя система образования – кредитная – предполагает, что большую часть времени студент может посвящать самостоятельному освоению материала, вплоть до возможности получения свободного посещения занятий. При таких условиях многие студенты на выпускных курсах могут найти себе место работы, которое соответствует будущей специальности.

Также на 3-4 курсах все студенты проходят учебную и преддипломную практику. Некоторая часть выпускников старательно пытаются избежать прохождения практики, обосновывая это бесполезной тратой времени или использованием их труда не по назначению, то есть по мелким поручениям. Исходя из собственного опыта, это крайне неверно. Во-первых, прохождение практики – это некая репетиция трудовой деятельности. Молодой человек приучается соблюдать график работы, учится общаться  с людьми в деловой обстановке. Во-вторых, в процессе прохождения практики следует интересоваться о компании, где проходит практика. Возможно, эта та компания, где начнется карьера молодого специалиста после получения диплома. В-третьих, нарабатываются навыки собирать, обрабатывать, анализировать информацию. И, наконец, студентам на практике не надо стесняться предлагать новые идеи, озвучивать свои мысли по поводу процесса работы. Таким образом, весь период практики: 3-4 месяца – колоссальный опыт для человека, который заканчивает вуз.

Многие работодатели в числе требований к кандидату предъявляют наличие опыта работы в компаниях. Этот пункт волнует многих выпускников высших учебных заведений. Здесь можно выделить направления, куда может пойти работать нынешний студент и набраться той квалификации, которая в принципе и подразумевается под пресловутыми «1-3 года опыта работы».

Наиболее доступные для поиска и возможности получения работы – это реклама (промоутеры, консультанты); сфера продаж. Начать трудовую деятельность в компании также можно с позиции офис-менеджера и, конечно, помощника или ассистента специалиста по его профессии. Преимущества молодого специалиста в момент начала трудовой деятельности следующие:: теоретические знания, креативный подход к делу и свежий взгляд на проблему.

Существуют мероприятия, посвященные тем, кто находится в начале трудового пути. Основными традиционными мероприятиями, которые направлены на поддержку молодых специалистов, являются: 1) ярмарки вакансий; 2) программы стажировки и практики; 3)конкурсные проекты.

Обычно два раза в год в каждом учебном заведении проводятся ярмарки вакансий. В них принимают участие крупные компании, государственные учреждения, которые готовы принять на работу амбициозных молодых специалистов без опыта работы. На таких мероприятиях все чаще и активнее замечаются рекрутинговые компании, которые являются потенциальными работодателями, а также пополняют свои базы резюме, чтобы через некоторое время сделать интересное предложение от имени солидной компании.

Программы практики и стажировки организовываются ежегодно крупными компаниями для студентов старших курсов и выпускников. В рамках данных мероприятий проводится конкурсный отбор, и в результате лучшие получают возможность пройти практику: воочию увидеть процесс работы, ощутить корпоративный дух компании. По окончании периода практики некоторые организации проводят конкурс на лучший проект, направленный на выявление идей по оптимизации и совершенствованию деятельности компании. В итоге лучшие работы поощряются денежными призами и сертификатами. Иногда компании объявляют о проведении конкурсов на разработку проектов или написание статей. Тогда автор лучшей работы получает возможность пройти стажировку в этой компании. Такие мероприятия направлены не только на то, чтобы выявить и наградить интеллектуально развитую, креативную молодежь. Цель таких мероприятий – пополнение резерва кадров компании.

Начало карьеры – ответственное событие вступления в трудовую деятельность для любого человека. Чувства, которые испытывает в этом случае каждый, как у ребенка при его первом шаге – боязнь неизведанного, новые ощущения, предвкушение освоения новых горизонтов и получение новых возможностей. Как говорят специалисты по подбору персонала: «Нет хорошего или плохого сотрудника – есть подходящий специалист». Успехов вам!

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

26.07.2011 • 18:08 1223

Loading...