Ничего личного, просто бизнес

21.07.2011 • 13:06 1467

Ничего личного, просто бизнес

В корне конфликтов между аэропортами и авиакомпаниями лежат бизнес-интересы

В корне конфликтов между аэропортами и авиакомпаниями лежит несовпадение интересов бизнеса. Если в цивилизованном мире они разрешаются в судах, то в Казахстане – в кабинетах. При этом страдают пассажиры. В конце июня недоразумения возникли между администрацией АО «Алматинский международный аэропорт» (МАА) и национальным перевозчиком – авиакомпанией «Эйр Астана». МАА обвинил «Эйр Астану» в том, что она не обеспечила своих пилотов летными документами нового образца, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций РК.

Авиакомпания сослалась на отсутствие необходимого количества летных документов.

Но это не единственный случай, когда возникает спор между авиакомпаниями и аэропортами. Совсем недавно общественность внимательно следила за тем, как отношения выясняют нацперевозчик и аэропорт в Уральске. Дошло до взаимных ультиматумов, когда под угрозой оказались регулярные рейсы через этот город.

Нервозность на рынке может сказаться на пассажирах. Именно они могут оказаться субъектами, которые пострадают от конфликтов.

Версия №1

Возможно, причина всему этому – нервозность со стороны нового руководства аэропорта. Старое руководство, заняв $33 млн у Амстердамского торгового банка (АТБ) на строительство второго пассажирского терминала, кинулось в бега. Потом были иск АТБ против аэропорта, попытки решить спор путем переговоров, возможный переход инфраструктуры воздушной гавани в собственность банка и еще много чего другого.

Пока президент АО « Международный аэропорт Алматы» Таир Идрисов не подался в бега.

В апреле 2011 года акции МАА были выставлены на Казахстанской фондовой бирже, где их скупило ТОО VenusAirportInvestments B.V. за $86,7 млн.

Долги прежний менеджмент сделал солидные. Только Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) обвинило Идрисова и директора ТОО IC-Group Мухаметжанова в хищении 1,167 млрд тенге, выделенных на строительство нового пассажирского терминала. Кроме того, в хищении более 1 млрд тенге путем завышения цен на бортовое питание в рейсовых самолетах обвинен персонально г-н Идрисов.

Все это напрягает новых хозяев МАА, которые вынуждены, с одной стороны, добиться полного урегулирования отношений с АТБ, с другой стороны, искать новые источники поступления финансовых средств.

Безусловно, придирки в отношении «Эйр Астаны» сложно переформатировать в новые прибыли, но для острастки нацперевозчика и попыток сделать его более покладистым вполне даже пойдет.

Версия №2

О том, какие методы использует «Эйр Астана» по отношению к аэропортам, видно из недавнего конфликта с Уральским аэропортом. Он начался 31 мая, когда руководство аэропорта уведомило авиаперевозчика и комитет гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) РК о прекращении с 1 июня обслуживания рейсов компании бортпитанием из-за долга «Эйр Астаны» (28 млн тенге).

17 июня на пресс-конференции президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер заявил журналистам, что с 30 июня авиакомпания намерена прекратить полеты в Уральск. Основная причина – плохое качество взлетно-посадочной полосы (ВПП). 22 июня конфликт аэропорта и авиакомпании в очередной раз рассмотрели в МТК. А 23 июня пресс-служба «Эйр Астаны» сообщила о продолжении полетов в Уральск. При этом авиакомпания добилась регулярного мониторинга ВПП собственными силами.

Как выяснилось позже, уход перевозчика из Уральска всего лишь отложен на два месяца, до 1 сентября.

На первый взгляд ничего странного в том, что нацперевозчик прибегает к посредничеству авиационных властей, нет. По сути, «Эйр Астана» выполняет госзаказ, обеспечивая регулярное воздушное сообщение с крупнейшими городами мира. Да, ВПП в Уральске оставляет желать лучшего, а принципиальная позиция нацперевозчика (временно летающего через Уральск и требующего ремонта ВПП) вызывает уважение. Однако временами «Эйр Астана» слишком большой акцент делает на административном ресурсе, что, согласитесь, вредит рыночным отношениям.

В случае с Уральским аэропортом авиакомпания использовала влияние и ресурсы МТК. При этом одни наблюдатели считают такой подход нечестным только из-за того, что другие авиакомпании административным ресурсом воспользоваться практически не могут. Но есть и иное мнение: «Эйр Астана» не может не пользоваться административным ресурсом, так как другие инструменты вообще не работают.

В данном ракурсе вполне органично выглядит заявление г-на Фостера от 17 июня, когда он предложил передать все аэропорты фонду «Самрук-Казына» и создать госхолдинг по их управлению. В плане стратегического развития аэропортовской инфраструктуры такая мера очень даже эффективна.

Об этом свидетельствует тот же рейтинг лучших аэропортов мира, где большая часть воздушных гаваней принадлежит государству, и в лучшем случае, лишь управляются они частными компаниями.

Гасить конфликты проще, чем их не допускать

Генеральный директор группы «Инфомост» Борис Рыбак признает, что бизнес-модель аэропорта Алматы предполагает обслуживание в первую очередь первоклассных зарубежных и казахстанских авиакомпаний. «Эйр Астана» к такого рода перевозчикам и относится. «Причем конфликт возник у двух монополистов. «Эйр Астана» – монополист-перевозчик, тогда как МАА – монополист-поставщик услуг», – характеризует он.

Конфликт между МАА и «Эйр Астаной» очень напоминает конфликт между российской авиакомпанией «Авианова» и аэропортом Сургута, разразившийся в начале мая. Тогда администрация аэропорта блокировала новое направление Сургут – Краснодар, по которому хотела летать авиакомпания. Она продала билеты, а потом, постфактум, сообщила об этом администрации воздушной гавани. В конце концов, дав возможность осуществить ряд чартеров (авиакомпания хотела получить право на регулярные рейсы) по данному направлению, аэропорт заявил о возможном разрыве договорных отношений с «Авиановой».

Вместе с тем конфликт «Эйр Астаны» с Уральским аэропортом весьма схож с конфликтом между аэропортом «Внуково» и авиакомпанией Sky Express, произошедшим 31 марта. Тогда пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова объявила, что с 1 апреля «Внуково» прекратит обслуживать рейсы перевозчика, так как у него накопился долг перед авиаузлом на 207 млн рублей. Но уже к вечеру 31 марта стороны пришли к согласию, согласовав график выплаты долгов.

Напомним, что 7 июня администрация Уральского аэропорта приняла решение прекратить обслуживание самолетов «Эйр Астаны» в связи с долгом авиакомпании в размере 28 млн тенге. По сообщению пресс-службы «Эйр Астаны», конфликт урегулирован за столом переговоров. Правда, с участием и, скорее всего, под давлением со стороны руководства МТК.

По большому счету, вмешательство государства в подобного рода конфликты не должно стать правилом. Это способствует развитию рынка, в том числе конкуренции. В данном случае показателен еще один конфликт между аэропортом «Звартноц» и авиакомпанией «Армавиа», произошедший в сентябре прошлого года. Напомним, 16 сентября в Армении были временно отменены все рейсы национального авиаперевозчика «Армавиа» из-за долгов авиакомпании перед аэропортом.

Именно тогда советник начальника главного управления гражданской авиации Армении Григор Назарян четко заявил: государство не имеет права вмешиваться в конфликт.

В случае если одна из сторон конфликта может активно использовать административный ресурс, то назвать это рыночными отношениями язык не поворачивается. Конфликтные ситуации с участием «Эйр Астаны» и есть своего рода активное использование адмресурса: под давлением казахстанских авиационных властей аэропорты принимают решения, удобные для нацперевозчика.

Но самое главное, от конфликта авиакомпании с аэропортами страдают интересы пассажиров, считает г-н Рыбак. По его словам, авиакомпания пользуется своим монопольным положением и в сфере ценообразования. «Билеты на перелеты дорогие, доступность их для населения весьма сомнительная. Возможно, государству, вместо того, чтобы выступать третейским судьей в спорах, лучше рассмотреть вариант субсидирования тарифов для малообеспеченных слоев населения», – резюмировал эксперт.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

21.07.2011 • 13:06 1467

Поделиться
Ничего личного, просто бизнес
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus