21.07.2011 • 13:06 1272

Ничего личного, просто бизнес

В корне конфликтов между аэропортами и авиакомпаниями лежат бизнес-интересы

В корне конфликтов между аэропортами и авиакомпаниями лежит несовпадение интересов бизнеса. Если в цивилизованном мире они разрешаются в судах, то в Казахстане – в кабинетах. При этом страдают пассажиры. В конце июня недоразумения возникли между администрацией АО «Алматинский международный аэропорт» (МАА) и национальным перевозчиком – авиакомпанией «Эйр Астана». МАА обвинил «Эйр Астану» в том, что она не обеспечила своих пилотов летными документами нового образца, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций РК.

Авиакомпания сослалась на отсутствие необходимого количества летных документов.

Но это не единственный случай, когда возникает спор между авиакомпаниями и аэропортами. Совсем недавно общественность внимательно следила за тем, как отношения выясняют нацперевозчик и аэропорт в Уральске. Дошло до взаимных ультиматумов, когда под угрозой оказались регулярные рейсы через этот город.

Нервозность на рынке может сказаться на пассажирах. Именно они могут оказаться субъектами, которые пострадают от конфликтов.

Версия №1

Возможно, причина всему этому – нервозность со стороны нового руководства аэропорта. Старое руководство, заняв $33 млн у Амстердамского торгового банка (АТБ) на строительство второго пассажирского терминала, кинулось в бега. Потом были иск АТБ против аэропорта, попытки решить спор путем переговоров, возможный переход инфраструктуры воздушной гавани в собственность банка и еще много чего другого.

Пока президент АО « Международный аэропорт Алматы» Таир Идрисов не подался в бега.

В апреле 2011 года акции МАА были выставлены на Казахстанской фондовой бирже, где их скупило ТОО VenusAirportInvestments B.V. за $86,7 млн.

Долги прежний менеджмент сделал солидные. Только Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) обвинило Идрисова и директора ТОО IC-Group Мухаметжанова в хищении 1,167 млрд тенге, выделенных на строительство нового пассажирского терминала. Кроме того, в хищении более 1 млрд тенге путем завышения цен на бортовое питание в рейсовых самолетах обвинен персонально г-н Идрисов.

Все это напрягает новых хозяев МАА, которые вынуждены, с одной стороны, добиться полного урегулирования отношений с АТБ, с другой стороны, искать новые источники поступления финансовых средств.

Безусловно, придирки в отношении «Эйр Астаны» сложно переформатировать в новые прибыли, но для острастки нацперевозчика и попыток сделать его более покладистым вполне даже пойдет.

Версия №2

О том, какие методы использует «Эйр Астана» по отношению к аэропортам, видно из недавнего конфликта с Уральским аэропортом. Он начался 31 мая, когда руководство аэропорта уведомило авиаперевозчика и комитет гражданской авиации (КГА) Министерства транспорта и коммуникаций (МТК) РК о прекращении с 1 июня обслуживания рейсов компании бортпитанием из-за долга «Эйр Астаны» (28 млн тенге).

17 июня на пресс-конференции президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер заявил журналистам, что с 30 июня авиакомпания намерена прекратить полеты в Уральск. Основная причина – плохое качество взлетно-посадочной полосы (ВПП). 22 июня конфликт аэропорта и авиакомпании в очередной раз рассмотрели в МТК. А 23 июня пресс-служба «Эйр Астаны» сообщила о продолжении полетов в Уральск. При этом авиакомпания добилась регулярного мониторинга ВПП собственными силами.

Как выяснилось позже, уход перевозчика из Уральска всего лишь отложен на два месяца, до 1 сентября.

На первый взгляд ничего странного в том, что нацперевозчик прибегает к посредничеству авиационных властей, нет. По сути, «Эйр Астана» выполняет госзаказ, обеспечивая регулярное воздушное сообщение с крупнейшими городами мира. Да, ВПП в Уральске оставляет желать лучшего, а принципиальная позиция нацперевозчика (временно летающего через Уральск и требующего ремонта ВПП) вызывает уважение. Однако временами «Эйр Астана» слишком большой акцент делает на административном ресурсе, что, согласитесь, вредит рыночным отношениям.

В случае с Уральским аэропортом авиакомпания использовала влияние и ресурсы МТК. При этом одни наблюдатели считают такой подход нечестным только из-за того, что другие авиакомпании административным ресурсом воспользоваться практически не могут. Но есть и иное мнение: «Эйр Астана» не может не пользоваться административным ресурсом, так как другие инструменты вообще не работают.

В данном ракурсе вполне органично выглядит заявление г-на Фостера от 17 июня, когда он предложил передать все аэропорты фонду «Самрук-Казына» и создать госхолдинг по их управлению. В плане стратегического развития аэропортовской инфраструктуры такая мера очень даже эффективна.

Об этом свидетельствует тот же рейтинг лучших аэропортов мира, где большая часть воздушных гаваней принадлежит государству, и в лучшем случае, лишь управляются они частными компаниями.

Гасить конфликты проще, чем их не допускать

Генеральный директор группы «Инфомост» Борис Рыбак признает, что бизнес-модель аэропорта Алматы предполагает обслуживание в первую очередь первоклассных зарубежных и казахстанских авиакомпаний. «Эйр Астана» к такого рода перевозчикам и относится. «Причем конфликт возник у двух монополистов. «Эйр Астана» – монополист-перевозчик, тогда как МАА – монополист-поставщик услуг», – характеризует он.

Конфликт между МАА и «Эйр Астаной» очень напоминает конфликт между российской авиакомпанией «Авианова» и аэропортом Сургута, разразившийся в начале мая. Тогда администрация аэропорта блокировала новое направление Сургут – Краснодар, по которому хотела летать авиакомпания. Она продала билеты, а потом, постфактум, сообщила об этом администрации воздушной гавани. В конце концов, дав возможность осуществить ряд чартеров (авиакомпания хотела получить право на регулярные рейсы) по данному направлению, аэропорт заявил о возможном разрыве договорных отношений с «Авиановой».

Вместе с тем конфликт «Эйр Астаны» с Уральским аэропортом весьма схож с конфликтом между аэропортом «Внуково» и авиакомпанией Sky Express, произошедшим 31 марта. Тогда пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова объявила, что с 1 апреля «Внуково» прекратит обслуживать рейсы перевозчика, так как у него накопился долг перед авиаузлом на 207 млн рублей. Но уже к вечеру 31 марта стороны пришли к согласию, согласовав график выплаты долгов.

Напомним, что 7 июня администрация Уральского аэропорта приняла решение прекратить обслуживание самолетов «Эйр Астаны» в связи с долгом авиакомпании в размере 28 млн тенге. По сообщению пресс-службы «Эйр Астаны», конфликт урегулирован за столом переговоров. Правда, с участием и, скорее всего, под давлением со стороны руководства МТК.

По большому счету, вмешательство государства в подобного рода конфликты не должно стать правилом. Это способствует развитию рынка, в том числе конкуренции. В данном случае показателен еще один конфликт между аэропортом «Звартноц» и авиакомпанией «Армавиа», произошедший в сентябре прошлого года. Напомним, 16 сентября в Армении были временно отменены все рейсы национального авиаперевозчика «Армавиа» из-за долгов авиакомпании перед аэропортом.

Именно тогда советник начальника главного управления гражданской авиации Армении Григор Назарян четко заявил: государство не имеет права вмешиваться в конфликт.

В случае если одна из сторон конфликта может активно использовать административный ресурс, то назвать это рыночными отношениями язык не поворачивается. Конфликтные ситуации с участием «Эйр Астаны» и есть своего рода активное использование адмресурса: под давлением казахстанских авиационных властей аэропорты принимают решения, удобные для нацперевозчика.

Но самое главное, от конфликта авиакомпании с аэропортами страдают интересы пассажиров, считает г-н Рыбак. По его словам, авиакомпания пользуется своим монопольным положением и в сфере ценообразования. «Билеты на перелеты дорогие, доступность их для населения весьма сомнительная. Возможно, государству, вместо того, чтобы выступать третейским судьей в спорах, лучше рассмотреть вариант субсидирования тарифов для малообеспеченных слоев населения», – резюмировал эксперт.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

21.07.2011 • 13:06 1272

Loading...