20.07.2011 • 18:01 1076

Автосборщики страны, объединяйтесь

Тяжелая техника не в тренде

Последнее время в прессе появляется множество обнадеживающих заявлений со стороны казахстанских сборочных производств по поводу качества работы отечественного автопрома. На этот раз представители АО «Азия Авто» рассказали «Капитал.kz» о готовящемся проекте по кооперации с Семейским заводом «Daewoo Bus Kazakhstan» и десятками других машиностроительных предприятий ВКО. По словам президента компании Ержана Мандиева, общий объем инвестиций в проект составит $514 млн, проект даст дополнительно $68,6 млн в виде ежегодных отчислений в бюджет.

Немного о планах

Проект создания автомобилестроительного кластера включает в себя три этапа. Первый – расширение действующего автосборочного производства до мощности 60 тыс. автомобилей в год. Эту работу при господдержке в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» компания планирует завершить в следующем году. Второй этап – строительство мощностей по штамповке, сварке и окраске кузова и увеличение общей мощности до 120 тыс. единиц продукции в год. Оборудование для него поставляют известные компании Германии, Японии, Франции и Кореи, которые сотрудничают с мировыми автоконцернами «первой тройки». Сейчас ведется проектирование на выделенной площадке, а в 2012 году планируется приступить к созданию инфраструктуры. Наконец, третьим этапом развития производства полного цикла станет развитие технопарка по выпуску автокомпонентов как для нужд завода, так и других отечественных автопроизводств.

Действительность автопрома

Высокий уровень пошлин обеспечивает инвесторам главное условие для организации производства внутри страны, и производство становится выгоднее импорта. Поэтому размер пошлины, наряду с другими мерами господдержки, на старте важен. Но, помимо них, важным фактором является обеспеченность территории аналогичными производствами – невозможно создавать новые производства сверх спроса на рынке.

Сегодня в республике работают либо готовятся к выпуску шесть предприятий. Два в сегменте легковых автомобилей, два в сегменте коммерческой техники, а также кокшетауский «Камаз Инжиниринг» и Семейский завод «Daewoo Bus Kazakhstan», выпускающий автобусы.

Девять из десяти производимых в республике автомобилей – легковые. На долю «Азия Авто» приходится 88% отечественного производства легковых автомобилей. Если принять во внимание плановые объемы выпуска других казахстанских производителей, то к 2015 году доля «Азия Авто» сложится на уровне 90%. С момента образования Таможенного союза (ТС) ставки таможенных пошлин на автотехнику изменились, в том числе и ставки на грузовики. Раньше ставка пошлины на ввоз грузовиков была нулевой, сейчас – 25%. Это ощутимо и должно подтолкнуть ведущих автопроизводителей задуматься о создании автосборочных производств грузовой техники.

Импорт подержанных грузовых автомобилей законодательно ограничен, пошлина на подержанные авто стала очень высокой. Безусловно, это стимулирует продажи новых автомобилей. Около 90% всех продаж в денежном выражении в сегменте тяжелых грузовиков в РК совершалось на вторичном рынке, и около 50% составляла доля подержанных авто в сегменте легких и средних грузовиков. Эксперты прогнозируют, что в сегменте и тяжелой, и легкой техники доля неновых автомобилей снизится до 10%. Подержанные тяжелые грузовики завозить вообще станет невыгодно.

По разным оценкам, весь рынок грузовиков легкого и среднего класса в Казахстане составляет около 5-6 тыс. в год, тяжелых – около 2 тыс. Но рынок еще делится на дешевые автомобили и автомобили премиум-класса. Дешевые – это российские и китайские машины. На них приходится до 90% рынка. Вторая категория – премиум-сегмент, это автомобили японского и европейского производства. Учитывая и новые, и подержанные грузовики легкого, среднего и тяжелого классов, можно приблизительно оценить рынок в $300 млн в год, из них примерно $100 млн приходится на подержанную технику. По данным Министерства внутренних дел РК, количество грузовых автомобилей в республике за 2010 год составило 397,6 тыс. единиц техники, а в 2009 году эта цифра составляла 410,8 тыс. Снижение количества грузовой техники далеко не свидетельствует об уменьшении спроса на нее.

Автомобили нашей сборки имеют такую же себестоимость, как и автомобили японской сборки. При этом машины, завезенные в автокомплектах, не облагаются 25% таможенной пошлиной, что дает им хорошее ценовое преимущество.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

20.07.2011 • 18:01 1076

Loading...