20.07.2011 • 17:26 1407

В чужой монастырь со своей водкой

Каждая страна ТС устанавливает правила на своей территории

Меньше месяца прошло с того момента, как упразднили таможенные посты между Казахстаном и Россией и Таможенный союз (ТС) начал действовать. Но, несмотря на такой маленький срок, уже начало возникать недопонимание по некоторым вопросам. Так, в ходе третьего заседания Мининдустрии и новых технологий (МИНТ) первый вице-министр Альберт Рау выступил с предложением ввести в отношении импорта российской алкогольной продукции меры, зеркальные тем, которые Россия вводит в отношении казахстанских производителей спиртного. Дело в том, что Россия активно использует методы нетарифного регулирования продажи алкоголя на своей территории. Так, для получения казахстанским производителем алкоголя лицензии на торговлю в России необходимо открывать гарантированный депозит и транспортировать казахстанское спиртное по территории России на спецавтотранспорте российских перевозчиков.

«Необходимо внести официальное предложение по поводу адекватных действий, это наш бюджет, в конце концов, это то же зерно, та же этикетка – тысяча позиций, из которых складывается стоимость бутылки», – возмутился г-н Рау.

Пыл чиновника несколько остудил заместитель председателя налогового комитета Минфина Ардак Текебаев, который заметил, что в качестве «зеркальных мер» та же Россия может потребовать от Казахстана ввести в отношении отечественных производителей те же жесткие требования, которые предъявляются к российским предприятиям. «Имейте в виду, что там адекватные меры будут не только к импортерам, адекватные меры будут и к нашим производителям, то есть и наши производители должны будут такой же уставный фонд иметь», – прокомментировал он.

Созданные условия не дают возможности казахстанским производителям выйти на российский рынок. Помимо открытия гарантированного депозита, Роспотребнадзор ввел реестр импортеров по 11 видам продукции, в том числе и по алкоголю. Без включения в этот реестр отечественные производители не могут быть представлены на рынке России. Дополнительную сложность выхода на рынок РФ составляет то, что помимо федерального законодательства, каждый субъект федерации может выдвигать свои требования и запреты. Так, в прошлом году Татарстан запрещал завозить водочную продукцию даже из соседних областей РФ, не говоря уже о других странах.

«В целях защиты своего рынка не стоит принимать зеркальные меры к российским производителям, возникшие проблемы решатся с вступлением в силу Единого экономического пространства (ЕЭП)», – подчеркнул президент ассоциации «Казалко» Амиржан Калиев.

Инстинкт самосохранения

Отечественная водочная продукция по качеству ничем не уступает российской, но при этом она дешевле. В прошлом году в Англии водочная продукция, произведенная в Казахстане, завоевала золото и серебро. Эксперты уверяют, что нашим производителям не стоит бояться конкуренции с российской водкой. Несмотря на это, основным импортером водки в Казахстан является Россия, около 95% из общего объема импорта. Но при этом объемы импорта водочной продукции сокращаются. Если шесть лет назад импорт составлял 7 млн литров, то на сегодняшний день эта цифра равна 4 млн литров.

В нашей республике наметилась четкая тенденция снижения объемов потребления крепкого алкоголя из года в год. По данным, предоставленным «Казалко» еженедельнику «Капитал.kz», в РК на душу населения потребляется около 5 литров абсолютного спирта в год, тогда как в России его годовое потребление составляет 18 литров. По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), потребление свыше 8 литров в год ведет к деградации нации. Именно это, по мнению многих экспертов, является основной причиной жестких требований со стороны РФ к лицензированию производителей алкоголя и таким же строгим мерам по отношению к поставщикам.

«Это здоровое желание государства – защитить свой рынок и свой народ», – считает Аскар Алиев, председатель совета директоров АО «Кокшетауминводы», которое занимается производством минеральной воды, безалкогольных и алкогольных напитков. Несмотря на то, что «Кокшетауминводы» является одним из немногих производителей водочной продукции Казахстана, получившим лицензию на продажу своей продукции в РФ, руководство компании понимает, что России незачем пускать на рынок товар, который производится там же. «Мы бы и сейчас не получили лицензию, если бы не ТС», – подчеркнул г-н Алиев.

Защита отечественного производителя – нормальная позиция любого государства. В Казахстане в общей сумме налогов лишь 2% идут от реализации алкогольной продукции, в России эти показатели в разы выше, что заставляет защищать бюджет страны.

В эпицентре

Виктор Жигулин, региональный представитель торгово-промышленной палаты России в Центральной Азии, рассказал «Капитал.kz», что «никаких новых нормативных документов запретительного характера ни на уровне федерации, ни на уровне ТС за последнее время не принималось». В России около 600 компаний имеют лицензию на производство водки. Получить такую лицензию крайне трудно, так как выдвигаются очень жесткие требования к качеству производимого алкоголя. Дело в том, что у РФ очень печальный опыт. После отмены госмонополии на производство крепких алкогольных напитков количество смертей от некачественной водки исчислялось десятками тысяч, и на протяжении пяти лет это было бедой федеративного масштаба. После ужесточения контроля над производителями водки и введения акцизов положение дел значительно улучшилось. «На производителей алкоголя из РК распространяются те же правила, что и на российских», – заметил г-н Жигулин.

Непонятным остается другое, почему г-н Рау не поднял вопрос о Беларуси. В РБ существует государственная монополия на производство и оборот крепкой алкогольной продукции. «Нашим производителям не надо и мечтать попасть на белорусский рынок со своей алкогольной продукцией», –, пояснил г-н Калиев. Количество производителей водки в Беларуси небольшое и все они находятся под жестким государственным контролем.

Надежды есть?

Учитывая тенденцию снижения спроса на крепкий алкоголь среди казахстанцев, отечественные производители делали ставки на рынки партнеров по ТС. Потребление алкоголя в России и Беларуси велико, более того оно растет с каждым годом. По данным Белстата, в январе-мае этого года реализация водки увеличилась на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продано 4 млн 664,8 тыс. дал водки, ее доля в общем объеме потребления алкоголя составила 44,3%. А по данным доклада ВОЗ о количестве потребляемого жителями стран мира алкоголя, Россия заняла четвертое место, Беларусь с показателем 15,13 литра выпитого спиртного в год на душу населения заняла десятое место.

Эксперты считают, что казахстанская водка не завоюет рынок ТС. Более того, «в связи с сужением рынка алкоголя в нашей республике ожидается перераспределение долей рынка, большая из которых достанется РФ, – прогнозирует г-н Алиев. – Водка исконно русский продукт, поэтому российские бренды более раскручены».

Единственным спасением для казахстанских производителей алкоголя, по мнению некоторых из экспертов, будет введение ЕЭП, которое повлечет за собой равные условия для ведения бизнеса. Но перед этим необходимо разработать и согласовать единый технический регламент лицензирования товара и его производства. На сегодня в лучшем случае согласовано 30-40% технических регламентов по ряду позиций, действие сертификата, полученного в РК, признается на всей территории ТС.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

20.07.2011 • 17:26 1407

Loading...