20.07.2011 • 17:15 1134

Здоровые перспективы

Крупные международные фармкомпании расширяют свое присутствие в Казахстане

Согласно данным Ассоциации представительств фармацевтических фирм Казахстана, объем фармацевтического рынка республики в этом году превысил $1 млрд. Практически каждый второй доллар на лекарственное обеспечение граждан тратит государство. Рынок показывает стабильный рост и привлекает крупных международных игроков. Примером может служить шведско-британская компания «АстраЗенека» (AstraZeneca), которая входит в первую пятерку фармацевтических игроков с присутствием в более чем 100 странах мира. Вице-президент компании по региону Центральной Европы и СНГ Том Кейт-Роач рассказал о том, что развивающиеся рынки в настоящее время помогают выжить международным компаниям, и поделился планами на будущее компании в Казахстане.

– Как давно Ваша компания работает на рынке Казахстана?

– В Казахстане офис нашей компании был открыт пять лет назад.

– Что Вы можете предложить казахстанскому населению?

– Мы представляем только рецептурные продукты с доказательной базой и данными фармако-экономики. Наши продукты спасают жизнь пациентов в таких терапевтических областях как онкология, кардиология, пульмонология, диабет и гастроэнтерология. Сегодня большинство продуктов доступно пациентам в Казахстане. В данный момент шесть новых продуктов компании находятся на рассмотрении в формулярном комитете для внесения в список.

– Насколько быстро новые продукты от Вашей компании попадают к казахстанским потребителям?

– После появления нового продукта он подается на регистрацию в FDA и EMEA – агентства по регистрации в США и Евросоюзе соответственно. Регистрационные процедуры в этих агентствах занимают около 18 месяцев. И только после полутора лет с момента появления новых препаратов мы подаем продукты на регистрацию в Казахстане.

– Возможно ли в Казахстане сократить время прохождения регистрации для новых лекарственных средств?

– Глобально нашей задачей является как можно быстрее открыть доступ пациентам к новым лекарственным средствам. Процесс в Казахстане зависит от скорости работы регуляторных органов. Во многих странах мира регуляторные органы не дублируют раннее проведенную работу, скажем, если продукт безопасен и эффективен для граждан Евросоюза или США, то логично предположить, что он будет безопасен и эффективен и для граждан Казахстана. Также в Евросоюзе применяется процедура взаимного признания регистрации. Иными словами, регистрация в одной из стран автоматически ведет к признанию регистрации во всех странах Евросоюза. Мы думаем, что со временем аналогичная процедура будет применяться и внутри вновь созданного Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларусью, и процесс доступа на рынок новых продуктов ускорится.

– Расскажите о финансовых результатах деятельности Вашей компании?

– В 2010 году продажи компании составили более $32 млрд на территории более 100 стран мира. В этом году компания инвестировала в исследования и разработки более $4 млрд, что в относительных цифрах является одним из самых высоких показателей в отрасли. На развитых рынках, таких как страны Европы и США, в последнее время наметился спад продаж. В то же время наши продажи на рынках развивающихся стран, таких как Россия, Китай, Индия и Бразилия, постоянно растут. Даже несмотря на мировой финансовый кризис, эти рынки также показывали рост. «АстраЗенека» входит в пятерку ведущих фармацевтических компаний мира, и наши продукты являются лидерами в таких областях как кардиология, пульмонология, онкология, неврология, гастроэнтерология и психиатрия.

– А каковы финансовые результаты компании в Казахстане?

– Наш бизнес в Казахстане еще пока достаточно мал. Но мы очень надеемся, что в скором времени ситуация изменится, так как мы чувствуем огромный потенциал для нашего бизнеса в вашей стране. В текущем году оборот компании в Казахстане составит около $5 млн, при этом компания работает без прибыли. Однако в связи с быстрым ростом экономики мы прогнозируем динамичное развитие наших продаж в перспективе.

– Какие инвестиции Вы планируете для этого?

– В первую очередь для того, чтобы построить любой успешный бизнес, необходима команда, которая была бы профессиональной и эффективной. Именно на подбор и развитие высококвалифицированных кадров мы, прежде всего, и делаем упор.

Одновременно мы прикладываем усилия на то, чтобы вся линейка наших лекарственных средств была доступна в Казахстане. Наши продукты – это, прежде всего, доказательная база и исследования по фармако-экономике самого высокого уровня. И это служит вторым составляющим успешного продвижения для нашей компании на рынке.

В-третьих, мы стараемся найти наилучших партнеров на территории вашей республики, а также выстроить с ними адекватную работу. Мы предлагаем докторам и специалистам по организации здравоохранения образовательные программы мирового класса.

Именно эти направления на сегодняшний день являются приоритетными в работе «АстраЗенека» в Казахстане.

Так как мы работаем без прибыли, практически все деньги, зарабатываемые в Казахстане, идут на развитие нашего бизнеса. Однако мы ожидаем, что наш оборот в ближайшие три-четыре года в Казахстане вырастет, и все показатели для подтверждения этой тенденции у вас в стране есть. Мы видим сильную и быстро развивающуюся экономику, что способствует росту благосостояния населения. Также мы должны отметить, что пока в Казахстане нет должного медицинского обслуживания, то есть очень много людей остаются не диагностированными и не получают должного лечения, но ситуация в этом отношении с каждым годом улучшается. А значит, и потенциал для фармацевтического рынка растет.

– Компания «АстраЗенека» активно участвует в государственных тендерах? Какой процент от выручки компании в Казахстане они составляют?

– Примерно 70% продаж приходится на тендеры, организуемые как централизованно, так и на местном уровне. Как я отметил выше, для государства мы предлагаем инновационные продукты с доказательной базой и исследованиями по фармако-экономике. Иными словами, наши продукты не только работают эффективно и безопасно, но и выгодны по сравнению с альтернативными средствами лечения.

– «АстраЗенека» традиционно известна как инновационная компания. Она разработала первые бета-блокаторы, ингибиторы протонной помпы и внутривенные анестетики. Не могли бы Вы поподробнее рассказать об инновационной работе компании?

– Ежегодные инвестиции «АстраЗенеки» в научные исследования и разработку новых препаратов составляют более $4 млрд. Более того, компания имеет большой научно-исследовательский потенциал. Ведь в 7 странах мира (Швеции, Великобритании, США, Канаде, Франции, Японии, Индии) находится 17 научных центров компании. На сегодняшний день в разработке у компании находится около 150 новых молекул. На прошлой неделе «АстраЗенека» объявила о строительстве нового научно-исследовательского центра в России, где общий размер инвестиций составляет $1,2 млрд.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

20.07.2011 • 17:15 1134

Loading...