Евро-3: сказка, похожая на быль?

13.07.2011 • 10:57 1431

Евро-3: сказка, похожая на быль?

Введение Евро-3 в Казахстане перенесли на 1 января 2012 года. Министерство транспорта и коммуникаций внесло в правительство проект постановления об изменениях в ранее принятые постановления о сроках введения в действие экологического этапа Евро-3. Как пояснила пресс-служба министерства, проект об изменениях был разработан в связи с многочисленными обращениями физических и юридических лиц республики о необходимости переноса сроков внедрения экологического этапа с 1 июля 2011 года на более поздние сроки. Станет ли отсрочка по введению Евро-3 последней, мы поинтересовались у эксперта Института политических решений Сергея Смирнова.

– Отсрочка введения Евро-3 выглядит как подтверждение бытующего мнения, что мы бежим впереди паровоза…

– Действительно, в погоне за евростандартами власти вновь поставили телегу впереди лошади, и теперь исправляют ошибки, которые можно было вообще не допускать.

– Можно называть вещи своими именами и признать, что наши НПЗ и внутренний рынок в принципе не готовы к стандарту?

– Безусловно. Во-первых, автомашины старше десяти лет сегодня составляют 80% отечественного автопарка, и обновить его при существующих низких доходах населения в короткие сроки невозможно. Тем более что покупательную способность автолюбителей ограничили финансовый кризис и пошлины Таможенного союза.

Во-вторых, унаследовав от советских времен три НПЗ, способных перерабатывать нефть на весь объем внутреннего потребления, ни одно из правительств за прошедшие 20 лет не смогло привести эти мощности в соответствие с современными требованиями. Продукция этих заводов удовлетворяет потребности страны лишь по низкооктановому бензину и мазуту. Установление прямого контроля государства над НПЗ через НК «КазМунайГаз» ситуацию существенно не изменило: объемы производства качественных ГСМ не покрывают растущие потребности внутреннего рынка.

– Можно ли назвать введение стандарта Евро-3 своего рода кнутом для технологической модернизации казахстанских НПЗ?

– Как известно, планировавшийся ранее поэтапный переход казахстанских НПЗ на выпуск топлива по стандарту Евро-3 (2014 год), а затем на Евро-4 (2016 год) заменен, дабы избежать дополнительных финансовых затрат при переходе на новые технологические циклы производства топлива форсированным переходом на производство сразу Евро-4,5, причем к 2014 году. Поскольку производство Евро-3 на отечественных НПЗ даже не планируется, то никаким кнутом для их технологической модернизации этот стандарт стать не может. Что касается потребителей Евро-3, то им придется рассчитывать, по-видимому, только на его импортные поставки.

– В целом как введение евростандартов повлияет на качество продукции, например, на заправках?

– Законодательное требование введения евростандартов может повлиять на качество продукции заводов-изготовителей. Но на заправках такой гарантии никто не даст. Поскольку в Казахстане фактически отсутствует система жесткого контроля качества моторного топлива в длинной цепочке от завода до потребителя. В топливе, отпускаемом на автозаправках, при анализах обнаруживают все что угодно: от избытка антидетонационных присадок, повышающих октановое число, до ацетона и воды. Таким образом, существует опасность, что по бумагам страна может перейти даже на Евро-5, а из «пистолетов» казахстанских АЗС будет литься все та же «жидкость», но по более высокой цене.

– Напрашивается вопрос: насколько стало успешным введения Евро-2?

– Казахстанские заводы в настоящий момент с трудом налаживают производство топлива, отвечающего стандарту Евро-2. И это понятно. В разрабатываемых правительством планах модернизации нет мер по развитию конкуренции, а именно она рождает справедливую цену и спрос на инновации.

– Кстати, о цене на инновации. Во сколько может обойтись внедрение Евро -3 в итоге? Станет ли 1 января 2012 года окончательной датой введения Евро-3?

– Остаются неясными источники финансирования программы модернизации. А ведь в течение пяти лет КМГ планирует инвестировать в модернизацию Атырауского, Шымкентского и Павлодарского НПЗ порядка $4 млрд. По словам главы КМГ Кайргельды Кабылдина, при реализации инвестиционной программы на 2010-2014 годы собственные средства «КазМунайГаза» составят 30%, остальные 70% – заемные. Однако мировой кризис резко ограничил источники внешних заимствований, а государство профинансировать программу не в состоянии. Поэтому называемые властями сроки вызывают большие сомнения.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

13.07.2011 • 10:57 1431

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Евро-3: сказка, похожая на быль?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus