USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
87.18$
-0.220
BTC
62837.80$
+1188.700

Концессия для инвесторов

Республика развивает государственно-частное партнерство Казахстан приглашает инвесторов принять участие в концессионных прое...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Республика развивает государственно-частное партнерство

Казахстан приглашает инвесторов принять участие в концессионных проектах на сумму в несколько миллиардов долларов. Об этом рассказали в АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».

В мировой экономике концессия становится все более популярной формой управления госсобственностью. Она подразумевает, что государство передает концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов или объектов инфраструктуры. Взамен оно получает вознаграждение в виде разовых или периодических платежей.

Объектами концессионного соглашения часто становятся аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ, общественного транспорта, спорта и культуры – то есть те объекты, которые не могут быть приватизированы из-за своей социальной значимости. Благодаря такому социально-частному партнерству Казахстану удастся значительно снизить бюджетные расходы на крупные инфраструктурные проекты.

В ближайшее время РК собирается реализовать по схеме концессии 18 проектов стоимостью $8 млрд. Сейчас на стадии конкурса находятся 7 проектов, еще для десяти разрабатывается технико-экономическое обоснование, а один проект уже находится на стадии переговоров и заключения договора.

«В соответствии с законодательством  Казахстана максимальный срок концессии, – 30 лет, пояснил директор департамента концессионных проектов центра Аслан Булатов. – Ответственность за финансирование проектов ложится на концессионеров, а государство будет частично компенсировать расходы в период эксплуатации объекта».

По закону «О концессиях» потенциальный концессионер должен иметь собственный капитал, который составит не менее 20% от  стоимости объекта концессии. Также он должен иметь аудированную финансовую отчетность за последние два года.

Проекты должны будут быть построены, введены в эксплуатацию и переданы в собственность государства. Затем инвестор получит объект для его дальнейшей эксплуатации  на праве владения и пользования, но без права распоряжения. Например, концессионер будет содержать и ремонтировать построенные дороги, а также собирать с водителей плату за проезд (максимальные ставки этой платы будет определять правительство).

В виде концессии предлагается реконструировать участок четырехполосной дороги «Алматы –Хоргос» длиной 300 км. Проект стоит $1,5 млрд. Период эксплуатации концессионером – 26 лет. Участок является частью международного автотранспортного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

По информации АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», предложение итальянской компании «Impregilo S.p.A», которая в 2009 году победила в тендере на этот проект, было признано несоответствующим существенным условиям конкурсной документации. И сейчас Министерство транспорта и коммуникаций РК ищет новые источники финансирования проекта.

На дороге «Астана – Караганда» реконструкция стоимостью $700 млн нужна четырем участкам. Здесь будет введена интеллектуальная транспортная система. Стоимость реконструкции оживленной трассы «Алматы – Капшагай» длиной 100 км стоит $430 млн. Эксплуатация будет разрешена инвестору в течение 20 лет.

Реконструкция участка дороги «Ташкент – Шымкент» займет 3 года, а срок эксплуатации составит 27 лет. Стоимость проекта – $460 млн. Инжиниринговая компания ARUP по контракту с ЕБРР уже консультирует Казахстан в вопросах структурирования этой концессии, проведения тендера и заключения договоров. По всем этим проектам Минтранском готовится объявить конкурс.

С применением механизмов концессии планируется реализовать и масштабный проект строительства и эксплуатации Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), который был приостановлен из-за кризиса. Это будет пилотный проект, поскольку впервые будут использованы инструменты проектного финансирования. Сейчас в мажилисе находится законопроект РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам проектного финансирования», который призван создать условия для использования этого инструмента.

Стоимость дороги, по данным Центра, – $560 млн. Срок строительства – 3 года, срок эксплуатации – 25 лет. БАКАД позволит перенаправить на себя основной поток автомобилей и разгрузить улицы Алматы. При БАКАД создадут всю придорожную инфраструктуру, логистические и складские комплексы. Конечно же, дорога будет платной.

По механизму концессии будут построены железнодорожный вокзал на станции Мангышлак и автовокзал в городе Актау.

Концессионер за свой счет (с возможностью привлечения кредита) построит здание вокзала, гостиницы, багажного отделения на станции. Эксплуатация объектов, согласно технико-экономическому обоснованию (ТЭО), будет осуществляться 27 лет. Доходную часть проекта составят доходы от сдачи в аренду помещений и площадей вокзала. Со стороны государства предполагается компенсация части инвестиционных затрат концессионера в пределах стоимости объекта.

«NPV инвесторов (на вложенный акционерный капитал) является положительной и составляет 248,8 млн тенге. Данные показатели говорят о коммерческой привлекательности проекта для инвесторов», – говорится в комментариях Центра. Согласно приведенным Центром данным, IRR проекта для инвесторов составляет 12%, что является  максимальной ставкой процента по кредиту при нулевой рентабельности.

Проекты по строительству и эксплуатации теплоэлектроцентралей в Караганде и Жезказгане тоже планируется осуществить по механизму концессии. Срок строительства ТЭЦ-4 (Караганда) и ТЭЦ-2 (Жезказган) – 8 лет. Срок реализации – не более 30 лет. Предполагаемая стоимость строительства ТЭЦ-4 – $1,3 млрд, ТЭЦ-2 – около $500 млн.

Еще один крупный концессионный проект – расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении. Цель проекта – увеличение мощностей порта Актау для роста его пропускной способности.

Концессионное предложение Минтранскома предполагает строительство трех причалов, расположенных вдоль береговой полосы. Это комплекс генеральных грузов и контейнеров, сухогрузный и зерновой терминалы. Стоимость строительства – порядка $120 млн.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.