На государство надейся, а сам не плошай

06.07.2011 • 16:24 1191

На государство надейся, а сам не плошай

Пути развития интернет-торговли в РК

В свете технического развития общества электронная коммерция является неотъемлемым сегментом экономики многих развитых стран. Именно это звено в цепи процессов покупки товаров и услуг дает конкурентное преимущество в виде глобальных масштабов, сокращения издержек, снижения цен на товары, быстроты и удобства совершения покупки.

Казахстанцы давно стали активными пользователями различных интернет-магазинов, несмотря на отсутствие законодательной базы для электронной коммерции. Более того, на территории республики уже функционируют отечественные интернет-магазины, предоставляющие различный спектр товаров и услуг. Таким же образом дело обстояло и с е-тенге, пока 20 апреля 2011 года на пленарном заседании мажилис парламента в третьем чтении не одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электронных денег». Сейчас законопроект находится на рассмотрении сената парламента. В настоящее время при поддержке государства идет работа по формированию качественной законодательной базы для электронной коммерции.

Перспективы развития рынка е-коммерции сулит Казахстану до $1,2 млрд прибыли к 2014 году. На сегодня эта цифра равна $240 млн, в рамках общего товарооборота данная сумма составляет всего 0,25%. Тогда как в США этот показатель равен 4%, в России – 1,6%. «Если говорить о том, что рынок интернет-торговли Соединенных Штатов составляет $150 млрд, то нам есть куда стремится и есть все шансы добиться высоких показателей, дело лишь за предпринимателями», – считает Владимир Тутыкин, заместитель председателя правления АО «Казконтент».

Интернет-магазины позволяют получить доступ не только к казахстанским потребителям, но и к покупателям по всему миру, у которых есть доступ во всемирную сеть. В РК порядка 10 млн абонентов сотовых сетей, 5 млн компьютеров на душу населении, и около 70% наших граждан являются держателями банковских карт. Все вышеперечисленные показатели дают возможность казахстанцам пользоваться услугами интернет-магазинов. За последние два года произошел скачок в объемах электронных платежей казахстанцев, что свидетельствует о готовности рынка и высоком спросе на услуги. «Общее количество электронных платежей у нас удвоилось по сравнению с 2010 годом, на конец июня 2011 года показатели превышены в два раза», – сообщил Нурлан Жагипаров, исполнительный директор «Казкоммерцбанка».

Помимо большого количества потенциальных клиентов, увеличения рынка сбыта интернет-торговля позволяет отказаться от аренды торговых площадей, сократить штат сотрудников, что качественно сказывается на уровне цен. Неотъемлемым преимуществом является 24-часовая работа таких магазинов, без перерывов и выходных. «Активность покупателей в интернет-магазинах наблюдается с шести до восьми утра и с семи до одиннадцати вечера», – делится опытом Илюза Султанова, SEO.

Основными сдерживающими факторами развития е-торговли в РК является неготовность законодательной базы, неразвитость логистики и недоверие населения. При этом законодательство в плане электронных денег улучшается. Немаловажным является разработка законопроекта об интеллектуальной собственности, так как книги занимают первые места в структуре электронных продаж.

Отсутствие услуг по надежной и оперативной доставке – проблема, которая не терпит скоропостижного решения и требует постепенного системного развития. Недоверие же со стороны граждан обусловлено особенностями менталитета граждан РК, которые привыкли относиться ко всему новому с осторожностью и опаской. «Готовность казахстанцев пользоваться интернет-магазинами определяется неинформированностью граждан об услуге, и соответственно недоверие идет от незнания», – считает Василий Ульянов, руководитель казахстанского портала NUR.kz. Уровень доверия казахстанцев к е-магазинам составляет 0,2%, в России – 45%, в США – 80%.

Кроме того, на казахстанском рынке страдают уровень, качество и разнообразие предлагаемых товаров. «Не в законодательной базе дело, а в товаре, нет у нас предпринимателей, предлагающих качественный товар в Казнете», – сетует г-н Жагипаров.

Интернет-торговля, безусловно, выгодна для всего государства в целом. Более того, эксперты уверены, что развитие электронного рынка в Казахстане лишь дело времени. В случае помощи со стороны государства мы сможем нагнать уровень электронной коммерции в РФ за два-три года, в противном случае – за пять. Основным препятствием  здесь является неготовность инвестировать в такие проекты. Инвестировать в строительство здания гораздо понятнее и привычнее, чем в виртуальный магазин. Банкам же кредитовать начинающие проекты не интересно – на их взгляд очень высоки риски. Единственный путь для развития е-коммерции г-н Ульянов видит в налоговых преференциях. «Электронное предпринимательство подтолкнет освобождение от налогов на два три года, что позволит им укрепиться на рынке», – говорит он. Однако пока не было озвучено, что для интернет-предпринимателей будут предусмотрены какие-либо поблажки.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

06.07.2011 • 16:24 1191

Поделиться
На государство надейся, а сам не плошай
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus