29.06.2011 • 16:45 1624

Соломинка для строителей

Отягощенные долгами строительные корпорации будут вынуждены стоять в очереди за подрядами в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития или начать срочную внутреннюю реструктуризацию бизнеса. В противном случае их ждет банкротство и потеря рынка. С начала 2000-х годов строительный рынок Казахстана рос высокими темпами. Деньги сюда пришли из следующих источников: налоговая амнистия (общий объем $500 млн), «черный нал» (не проходивший по финансовым документам), внешние заимствования (в основном через банки, переданные юридическим и физическим лицам), накопления граждан, средства предприятий и бюджетные ресурсы.

Отсюда и мощный рост доли строительной отрасли и сделок с недвижимостью в ВВП. Так, по данным Агентства по статистике РК, доля строительства и сделок с недвижимостью в 2007 году в ВВП достигала 25%, а инвестиции в отрасль в 2006 году составили 489,6 млрд тенге.

Не менее мощную динамику рынку придали инициативы государства, направленные на решение жилищной проблемы: в виде двух госпрограмм – на 2005-2007 годы и 2008-2010 годы. Если первая относительно успешно выполнена, так как пришлась на период строительного бума, то вторая оказалась под угрозой срыва из-за кризиса в экономике.

Крупнейшие застройщики – АО «BI GROUP», ТОО «Ак Ауыл», ТОО «Век», ТОО «Строительная корпорация «Кулагер», АО «Корпорация «KUAT», ТОО «Корпорация «Базис-А», ТОО «Элитстрой», АО «Многоотраслевая акционерная компания «Алматыгорстрой», ТОО «Концерн «Найза-Курылыс» – росли как на дрожжах.

Кризис показал уязвимость схемы бизнеса, рассчитанной на спекулятивный рост в строительной отрасли. Государственная помощь, оказанная строителям с момента начала кризиса, направленная на достройку уже начатых объектов, главную проблему – реструктуризацию уже взятых долгов – не решила. В результате чего крупные строительные компании на сегодняшний день вынуждены искать возможности для выживания.

Возможно все

Согласно информации, полученной из надежных источников, крупные строительные корпорации сегодня вплотную заняты реструктуризацией своей кредиторской задолженности.

Причем у нас нет точной информации о целях реструктуризации. Возможно, получив госпомощь в период пика кризиса, они не хотят пускать ее на погашение кредитов, сберегая на подряды, которые могут получить в рамках ФИИР. Версия вторая: передышка от кредиторов им необходима для внутренней перестройки бизнеса и поиска необходимых для выживания подрядов. В частности, в рамках ФИИР, по которой строительство производственных объектов должно принять массовый характер. Версия третья – это перепрофилирование бизнеса. Оно вполне возможно, так как на казахстанском рынке уже есть прецеденты. Самый показательный из них – это перепрофилирование дилерского крыла компании «Астана Груп»: сейчас «Астана Моторс» строит автосборочный завод в Алматинской области, который будет выпускать грузовые автомобили под известной корейской маркой «Хундай». Причина: новые условия работы автодилеров в рамках Таможенного союза. Так как ввоз иномарок стал с 1 июля текущего года невыгодным, дилеры вынуждены реализовывать продукцию российских и казахстанских автосборочных заводов или сами создавать сборочные предприятия.

Что касается госпомощи в период кризиса. Она с самого начала была адресной и, в первую очередь, направлена на достройку незаконченного строительства. «Поэтому помощь нельзя рассматривать как инструмент пополнения оборотных средств. Жесткий контроль за их расходованием сделал невозможным консолидацию госпомощи и использование в иных целях, кроме достройки объектов», – сказал нам представитель крупной строительной компании на условиях анонимности.

Значит, версия, согласно которой строительные компании могли использовать госпомощь в целях пополнения оборотных средств, не выдерживает никакой критики.

Новые условия работы в рамках Таможенного союза несколько оживили строительную отрасль. И количество подрядов, это можно увидеть на примере «Астана Моторс», выросло. «Правда, с другой стороны, стоимость строительных работ существенно снизилась. В то же время сами строители брали кредиты у банков под мощный рост отрасли и на условиях, которые нынешние расценки на строительные работы не покрывают. Поэтому компаниям приходится резко сокращать штаты, оптимизировать структуру бизнеса и минимизировать непроизводственные расходы. Только при таком подходе можно обеспечить выживаемость бизнеса», – убежден риэлтор, пожелавший остаться неизвестным.

Пример обанкротившейся корпорации «Куат» показывает, что может ожидать и другие строительные конгломераты. По большей части они структурировались с расчетом строить дорого и быстро. Дорого, потому что рынок в 2006-2007 годах был спекулятивным. Быстро, потому что предложение должно было угнаться за спросом. В силу указанных причин строительные корпорации стали большими и неповоротливыми. «Банкротство «Куата» свидетельствует о низком уровне выживаемости крупных компаний и неспособности быстро подстроиться под конъюнктуру рынка. Поэтому выживут лишь те, кто способен быстро реформировать структуру, минимизировать расходы и акклиматизироваться к новым условиям. Шансы не перепрофилирование бизнеса, исходя из структуры строительных компаний, оцениваю как минимальные», – утверждает анонимный источник в строительной компании.

В остатке – надежда

На рынке нет новостей, свидетельствующих об оживлении первичного рынка. Например, заявленный президентом объединенной ассоциации риэлторов Казахстана Аблайханом Саматдином 6-7%-й рост цен на жилье в 2011 году есть не что иное, как соотношение спроса и предложения на вторичном рынке. Подтверждение тому и 10%-й рост количества операций с недвижимостью в 2011 году по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. «Возможно, часть этого спроса связана с продажей банками заложенного казахстанцами имущества», – предположил на условиях анонимности участник рынка.

С другой стороны, озвученные г-ном Саматдином факторы оживления рынка – госпомощь и дефицит жилья – никак не могут стать долгосрочными факторами роста рынка. По мнению главного риэлтора, к 2020 году (государством) поставлена задача, чтобы на каждого жителя приходилось порядка 20 кв. м жилья. «Сейчас на человека в Казахстане приходится порядка 17 кв. м, причем порядка 70% – это ветхое жилье», – продолжил Аблайхан Саматдин.

«Планы довольно скромные, и потому не могут принести строительным компаниям хорошие подряды. Это сейчас все понимают. Другое дело, ремонт и модернизация жилищного фонда. Именно данный сегмент может привлечь строительные компании, тем более для этого не нужно заниматься продажей гвоздей на базарах», – резюмирует представитель крупной строительной компании.

Банки государство спасало, ибо опасалось дефолта по финансовым обязательствам.

Будет ли государство спасать крупные строительные компании – вопрос, ответ на который пока сложно дать. Но оживление строительства Актау-Сити, других крупных объектов оставляет небольшую надежду. Точнее сказать, соломинку, которая может спасти строителей от банкротства. Лишь бы соломинка не переломилась.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

29.06.2011 • 16:45 1624

Loading...