29.06.2011 • 15:40 1284

День Х завтра

Прогнозы сулят снижение цен на автомобили

Казахстан откроет границы в рамках Таможенного союза (ТС) и вступит в новую фазу экономических отношений со своими соседями. Такое долгожданное 1 июля 2011 года наступает завтра. Момент, когда истекает срок действия постановления Правительства РК «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования». Теперь машины, не соответствующие стандартам «Евро-3», ввозить будет нельзя, либо с них будет взиматься большая пошлина.

Сегодня получилось так, что львиная доля автомобилей с пробегом завозилась лицами для дальнейшей перепродажи, в преддверии ограничения срока льготной растаможки поднялись цены. За первый квартал 2010 года было ввезено 15 тыс. новых автомобилей, за первый квартал 2011 года – около 44 тыс. По данным департамента таможенного контроля Алматы, за 6 месяцев 2010 года ввезено 10 649 подержанных авто, за пять месяцев 2011 года – 19 171.

Депутат Бахыт Сыздыкова вносила предложение на рассмотрение премьер-министра РК о продлении срока льготной растаможки автомашин для личного пользования до конца 2011 года. Но льготные ставки импортных таможенных пошлин на автомобили для физических лиц будут действовать, как и планировалось, только до 1 июля 2011 года, сообщил заместитель главы комитета таможенного контроля Министерства финансов Казахстана Игорь Тен. «Продления льготной растаможки не будет, – заявил он, добавив, что у Правительства Казахстана компетенции по продлению льгот отсутствуют».

Дилеры считают, что на стоимости официально представленных в Казахстане новых автомобилей пошлины никак не отразятся, а рынок подержанных автомобилей после снижения ажиотажа придет в норму. «На рынке подержанных автомобилей ажиотаж завершится через 3-4 месяца после отмены льготного режима, цены вернутся на прежний уровень», – предполагает Юлия Кронгарт, начальник отдела маркетинга и рекламы Allur Auto. Импорт подержанных автомобилей потеряет свою ценовую привлекательность, в то время как выбор автомобилей иностранных марок, выпускаемых в Казахстане и России, будет значительно расширен. После 1 июля их конкурентоспособность, в том числе ценовая, станет еще более очевидной. Президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев прогнозирует, что «изменится модель потребления, спрос на первичном рынке переключится из сегмента подержанных в сегмент новых автомобилей».

Полагаясь на высокие показатели роста автомобильного рынка по отношению к продажам в 2010 году, официальные дилеры рисуют радужные перспективы для Казахстана. По итогам первых 5 месяцев 2011 года авторынок Казахстана вырос более чем на 100%. Основную ставку делают на увеличение продаж автомобилей российской и казахстанской сборки, более 50% от всего рынка официально представляемых автомобильных брендов. «К 2013 году ожидается рост рынка, превышающий отметки докризисного 2007 года», – говорит г-жа Кронгарт.

Можно выделить два ключевых вектора: рост доли и качественное развитие внутреннего производства, а также наращивание его экспортной составляющей. Сегодня все казахстанские автопроизводства работают в формате крупноузловой сборки. «Этот режим не позволяет развивать в стране смежные производства и повышать уровень казахстанского содержания из-за недостатка объемов, – сообщает г-н Мандиев. – В условиях ТС мы сможем перешагнуть количественный барьер, за счет мощностей штамповки, сварки, окраски, технопарка по выпуску автокомпонентов будет сформирован полноценный автопромышленный кластер».

Казахстанские автопроизводители делают ставку на шесть областей сибирского региона России с населением 14 млн человек и на 34 млн жителей стран Средней Азии и Закавказья. «Поставки наших автомобилей в эти регионы, по самым скромным подсчетам, дадут стране свыше $1 млрд дополнительной экспортной выручки ежегодно», – делится г-н Мандиев.

В наиболее выгодном положении находятся и продолжат находиться автомобили казахстанского производства по отношению к конкурентам, ввезенным в страну в собранном виде. Если обратиться к цифрам, то в январе-мае этого года каждый пятый покупатель в стране выбрал автомобиль отечественной сборки. Год назад поклонников казахстанского автопрома было вдвое меньше. В целом же от пяти до семи (в зависимости от месяца) из 20 моделей-бестселлеров казахстанского рынка – это продукция отечественного автопрома. «Принципиально важно, что этот курс на приобретение казахстанских автомобилей прогрессирует в период льготных пошлин и активного ввоза «секонд-хэнда», – отмечает Ержан Мандиев.

На структуру автомобильного рынка ТС не повлияет – также лидерами в сегменте легковых автомобилей останется сегмент С, что же касается SUV автомобилей, то больший процент останется у компактных SUV, как и было за последние годы, считают представители Allur Auto. Иного мнения придерживаются специалисты «Азия Авто», говоря о том, что официальный рынок будет расти за счет притока покупателей, прежде предпочитавших подержанные авто. Как следствие – значительно вырастет доля автомобилей бюджетного и среднего ценового сегмента. Этим трендом будут определяться и классовые предпочтения. Многократно увеличится сегмент малолитражек, значительно «потяжелеют» B- и C-классы. Таким образом, несколько сократится относительная доля полноприводной техники, а в целом рынок будет двигаться к структуре рынка, которую мы видим в цивилизованных странах. При этом определяющим фактором спроса будет не лояльность бренду, а соотношение цены и технологичности, предлагаемое производителем. Перемещение марок в рейтинге продаж сегодня служит наглядным подтверждением этого тезиса.

Казахстан, совместно со странами ТС, стремится вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), что сулит странам снижение цен на автомобили. РК планирует вступить в ВТО в 2012 году. Поэтому у казахстанцев с каждым годом повышается возможность стать владельцами более новых автомобилей за менее высокую цену.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

29.06.2011 • 15:40 1284

Loading...