22.06.2011 • 09:59 1048

Чтобы взлететь – надо оттолкнуться

Состояние казахстанских аэропортов заставляет ждать пассажиров

Отечественный авиаперевозчик «Эйр Астана» продолжает общаться с прессой практически каждый месяц. В этом месяце компания решила рассказать о вопросе, который президент РК Нурсултан Назарбаев подверг критике. Глава государства негативно отозвался о пунктуальности авиакомпании «Эйр Астана».  Пунктуальность «Эйр Астаны» в текущем году составила 79,8%. При этом регулярность вылетов зависит от множества факторов. Большую роль играют погодные условия (16,68%), техническое обслуживание и оборудование самолета (15,54%), пассажиры и багаж (14,79%), ограничение воздушного движения (11,5%), эффективность взаимодействия служб авиакомпании и аэропортов, а также состояние взлетно-посадочных полос и т.д.

При разъяснении этой проблемы представители авиакомпании переложили часть вины за задержки рейсов на аэропорты страны.

Первым делом

Перед гражданскими авиаперевозками Казахстана на сегодняшний день стоит ряд проблем, с которыми необходимо разобраться уже в ближайшее время. «Эйр Астана» –единственная авиакомпания в Казахстане, которая не вошла в так называемый «черный список» (авиаперевозчиков, которым запрещено осуществлять перелеты над странами ЕС – прим. ред.). Однако существуют ограничения на открытие новых рейсов в Европу ввиду несоответствия государственной системы технического регулирования стандартам ICAO», – утверждает Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана».

Кроме этого, г-н Фостер отмечает и повышение стоимости топлива в РК, а также нестабильные поставки авиационного керосина. В то же время стоит вопрос и о нехватке национальных кадров инженерно-летного состава.

Однако одной из основных проблем на сегодня, по словам работников компании «Эйр Астана», является отсутствие механизма взаимодействия авиаперевозчиков, аэропортов и органов государственного регулирования по вопросам развития авиаперевозок. Более того, в Казахстане «недостаточно развита инфраструктура аэропортов: нехватка оборудования, неудовлетворительное состояние взлетно-посадочных полос (ВПП), низкая пропускная способность и так далее», – подчеркивает г-н Фостер. Все это оказывает влияние на пунктуальность выполнения рейсов. «Проблема задержки рейсов требует комплексного подхода. Регулярность вылетов зависит от множества факторов», – добавляет руководитель самого крупного отечественного авиаперевозчика.

Полет начинается с земли

В поддержку своей позиции представители авиакомпании приводят конкретные примеры. Один из самых крупных авиапортов РК – аэропорт Алматы отличается низкой пропускной способностью терминала. В пиковые часы она составляет 1300 пассажиров, в то время как только авиакомпания «Эйр Астана» перевозит 1900 пассажиров. В утреннее время аэропорт обслуживает 6-7 рейсов в час, аэропорт  Франкфурта обслуживает до 80 рейсов в час.

Кроме того, в алматинском аэропорту отсутствуют оборудованные зоны для транзитных пассажиров. В настоящий момент одновременно прилетающие 150 транзитных пассажиров авиакомпании «Эйр Астана» не могут разместиться в транзитной зоне, которая ограничена по площади. В задержках рейсов виновата и погода.

 «Отсутствие альтернативного аэродрома. Категория III А не позволяет принимать воздушные суда при горизонтальной видимости менее 175 метров», – уточняет г-н Фостер. Напомним, что некоторое время назад между аэропортом Алматы и компанией «Эйр Астана» существовали трения. Претензий к руководству аэропорта было много. Однако в настоящее время, по заверению Питера Фостера, взаимоотношения «Эйр Астаны» и алматинского аэропорта значительно улучшились. «За последние полтора года сотрудничество с аэропортом стало намного продуктивнее», – подчеркнул глава авиаперевозчика. Между тем в январе текущего года г-н Фостер на заседании правительства вновь поднял вопрос о необходимости постройки альтернативного авиапорта вблизи Алматы.

Другой важной проблемой для авиаперевозчиков являются повреждения самолетов из-за столкновений с птицами. В Казахстане отсутствует программа предотвращения столкновения самолета с птицами в большинстве аэропортов. «Мусорные свалки, расположенные в 15 км от территории аэропорта Алматы, способствуют распространению птиц вблизи ВПП. За 2009 – 2010 годы «Эйр Астана» зафиксировала 33 случая столкновения с птицами. 20 случаев приходятся на аэропорт Алматы», – подчеркивает Тимур Якупов, директор по инженерному обеспечению АО «Эйр Астана».

Помимо аэропорта Алматы больших дополнительных работ требуют и региональные авиапорты. Так, авиакомпания «Эйр Астана» может прекратить свои полеты в Уральск с 30 июня текущего года. Это связано с недостаточным обеспечением безопасности полетов. «ВПП в аэропорту Уральска необходим срочный капитальный ремонт. Центральная часть ВПП все еще остается очень неровной. В плитах много выемок и трещин, плиты частично осели в местах трещин и выемок», – поясняет ситуацию г-н Фостер. Так, согласно результатам инспекции по безопасности ВПП аэропорта Уральска, проведенной британской консалтинговой инженерной компанией Mott Macdonald (ноябрь 2010 года), на территории ВПП «непонятно расположены бетонные заплаты, так как некоторые небольшие бетонные заплаты наложены внутри области, окруженной устаревшим бетоном». А также, «в местах, где данный вид работ был выполнен, бетонные заплатки устарели, стали трескаться и отходить от асфальта и, таким образом, представлять собой повреждающие объекты».

В компании «Эйр Астана» отмечают и отсутствие взаимодействия между аэропортами и авиаперевозчиком. «Остро ощущается нехватка наземного оборудования: трапов, автобусов, буксиров. Исходя из необходимости, мы еще год назад приобрели в собственность авиакомпании буксир. Однако на протяжении всего этого времени руководство алматинского аэропорта не дает разрешение на его эксплуатацию», – уточняет г-н Якупов. По заверению представителей авиаперевозчика, большее взаимодействие руководителей казахстанских аэропортов с авиакомпаниями позволит значительно улучшить качество казахстанской гражданской авиации.

Что делать?

 «Эйр Астана» призывает аэропорты к конструктивному диалогу, чтобы совместными усилиями поднять авиацию Казахстана на новый уровень. Авиаперевозчик видит решение многих проблем в централизации управления отечественными авиапортами.

«Аэропорты – это слишком тяжелая ноша для частных компаний. Их управление должно осуществляться государством», – подчеркивает г-н Фостер. «Мы возлагаем определенные надежды на переход всех аэропортов страны в ведомство фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», – заключил эксперт. Более того, национальный авиаперевозчик предлагает создать единый государственный холдинг, в который бы входили все аэропорты Казахстана.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

22.06.2011 • 09:59 1048

Loading...