21.06.2011 • 14:21 1316

Сетевые отключения ведут к стабильности

Банкротства операторов розничных сетей вызовут эволюционное развитие всего сектора

История с сетью супермаркетов «7’Я», оказавшейся на грани банкротства, является еще одним доказательством пертурбаций на рынке розничного ритейла. Именно таким образом рынок избавляется от избытка торговых сетей и неэффективных бизнесов. Крупные успешные ритейлеры поглощают слабых, и консолидация рынка приведет к его стабилизации.

В начале июня «Казкоммерцбанк» (ККБ) отказал в реструктуризации кредитной задолженности сети супермаркетов «7’Я». Банк требовал внесудебной реализации активов ритейлера.

Стороны обвиняли друг друга в нарушении соглашений. В то время как ритейлер сетовал на невыполнение со стороны ККБ обязательств по выводу проекта из кризиса (договоренность об этом была достигнута ранее на трехсторонней основе – ККБ, группа компаний Resmi и сеть супермаркетов «7’Я»), банк требовал вернуть ранее выданный кредит.

Как стало известно на днях, кассационная судебная коллегия городского суда Алматы по итогам рассмотрения иска АО «Сеть супермаркетов «7'Я» обязала основателя и акционера ритейлера Бауржана Баймуханова поставить под залог «Казкоммерцбанку» свое личное имущество. Общая сумма залога оценивается не менее чем в $3,72 млн.

В рамках исполнения данного решения наложен арест на находящийся в собственности Баймуханова крупный пакет акций АО «САУР» (правопреемник крупной корпорации «КРАМДС»).

Напомним, что ритейлер в проблемах сети обвинил Баймуханова, в настоящее время занимающего один из руководящих постов в национальной атомной компании «Казатомпром». До этого он являлся проектным менеджером «Казкоммерцбанка».

Ранее председатель правления АО «Сеть супермаркетов «7'Я» Дина Саргулова заявляла, что ККБ отказал ритейлеру в реструктуризации задолженности и приступил к процедуре внесудебной реализации активов компании. Глава ритейлера обвиняла «Казкоммерцбанк» в нарушении деловой этики (невыполнении соглашений по выводу проекта из кризиса, достигнутых банком и ритейлером), в свою очередь банк эти обвинения не признает.

Ритейлер планировал вернуться к переговорам с банком и попытаться добиться реструктуризации на приемлемых для обеих сторон условиях.

Это не первый случай, когда ритейлер, перегруженный долгами, оказывается у разбитого корыта. Ранее уже закрылись несколько других крупных торговых сетей, а консолидация рынка, когда успешные «пожирают» неуспешных, в конце концов, приведет к стабилизации ситуации на рынке.

Проблем вагон и маленькая тележка

В начале и середине 2000-х годов на фоне бурного роста экономики розничные сети успешно работали в Казахстане. Потребительский спрос, помноженный на активное банковское кредитование, позволял ритейлерам строить розничные конгломераты, не боясь последствий, наращивать квадратуру торговых площадей.

Среди наиболее крупных игроков можно назвать «Вестер», «Рамстор», «Дастархан», «Арзан», Gros, Silk Way City, SM-market, Skif Sauda, Green, «Пятерочку», «Магнум».

Но последствия кризиса существенно подкорректировали рынок продуктового ритейла. Непрофессиональные игроки рынка, в том числе «Арзан», SM-market и Gros, постепенно теряют завоеванные позиции, уступая место более сильным сетевикам. «7’Я» также можно отнести к непрофессионалам, так как несколько лет назад сеть появилась в результате не совсем корректного выдавливания с казахстанского рынка российской сети «Пятерочка». Как показывает опыт, пришедшие на смену россиянам управленцы особым умением работы на рынке просто не обладали.

Практически не работает сеть «Арзан», задолжавшая по кредитам и поставщикам товаров. Согласно информации, полученной из источников, заслуживающих доверия, убытки по итогам 2010 года превысили 3 млрд тенге, 500 млн тенге составляет долг перед поставщиками. Поэтому руководство сети испытывает трудности с выплатой зарплаты, а поставщики просто прекратили работу с сетью.

По словам председателя совета директоров холдинга Raimbek Group (чьей составной частью является «Арзан») Раимбека Баталова, корень проблем в плохом менеджменте, девальвации тенге, в силу которого сеть за один день стала должна кредиторам на 25% больше, чем до девальвации, и высоких ставках по кредитам. Ситуацию не выправила и процедура реструктуризации финансовой задолженности, утвержденной Raimbek Group в конце прошлого года.

Такие же проблемы свойственны сети SM-market, которая закрывает магазины и не расплачивается с поставщиками. Вместе с тем акцент на укрупнение сети (в 2009 году SM-market прикупил сеть супермаркетов Gros) также не дал ожидаемого роста маржи. Наоборот, как указывают пожелавшие остаться неназванными участники рынка, в связи с ростом сети в геометрической прогрессии выросли и проблемы.

Если российскую сеть «Вестер» можно ассоциировать с аистом, то он уже давно стоит на одной ноге. Сеть зашла в Казахстан в 2007 году. В сентябре того же года первый гипермаркет был открыт в Караганде, в ноябре следующего года – в Алматы, еще один в Астане. Кризис уничтожил алматинский гипермаркет, а в Караганде он еле сводит концы с концами: свидетельством тому полупустые полки и большие долги перед поставщиками. Единственный гипермаркет, который остался на плаву – это астанинский. Причем спасли его два фактора. Первый, супермаркет своевременно переформатировали в «Вестер Премиум». Второй, ТРЦ «Керуен», в котором находится «Вестер», вложил серьезные деньги в продвижение ТРЦ.

Сеть Green в основном держится благодаря оптимизации расходов. Зарплаты ее работников невысоки, и потому нагрузка на бюджет минимальна. По первой причине здесь большая текучка кадров, а во многом благодаря второй сеть существенно экономит на персонале.

Как бы то ни было, Green активно развивается. В 2010 году компания открыла три магазина (два в Караганде и один в Астане в ТРЦ «Хан-Шатыр»). Имеет 10 магазинов, в том числе четыре в Алматы, по два в Караганде и Астане, по одному в Актобе и Таразе. Причем в Астане Green считается сильным игроком, так как наибольшие продажи обеспечивает торговая точка в «Хан-Шатыре» из-за своего удачного расположения. По мнению участников рынка, Green мощно расширяется с единственной целью – нарастить капитализацию для того, чтобы продать сеть какому-нибудь иностранному ритейлеру.

Ни вагона, ни тележки

По мнению коммерческого директора «Норт Вест Азия» Андрея Астахова, свои рыночные позиции укрепили профессионалы рынка – «Магнум», «Метро» и «Рамстор».

Лидером на казахстанском рынке, с точки зрения поставщиков, можно считать «Магнум Cash&Carry». По итогам 2010 года товарооборот сети составил порядка 22 млрд тенге, прогноз на год текущий и того больше – 36 млрд тенге.

По мнению анонимного участника рынка, сеть своевременно оптимизировала бизнес. Например, в магазине на проспекте Абая (Алматы) она сильно уплотнила парковку, вложила деньги в продвижение точки и сумела максимально расширить ассортимент товаров.

Все это позволило руководству «Магнума» публично заявить о планах строительства в Алматы третьего по счету магазина, а впоследствии и четвертого. Причем акцент был сделан на отдачу одного квадратного метра торговой площади. «В принципе об этом критерии все знают, но мало кто им может на практике воспользоваться», – заявил участник рынка.

Еще одним довольно успешным ритейлером стала немецкая «Метро Cash&Carry». На сегодняшний день эта сеть проигрывает по товарообороту своему прямому конкуренту – «Магнуму». Во-первых, из-за сложной системы набора клиентской базы. Чтобы получить доступ в сеть, необходимо заводить специальную карточку. Во-вторых, по сравнению с «Магнумом» цены у немецкого ритейлера более высокие.

Правда, руководство «Метро» просто пышет оптимизмом, так как видит потенциал для открытия 10-15 торговых точек. Пока же она имеет 5 магазинов – два в Алматы, по одному в Астане, Караганде и Шымкенте. «То, что сегодня и в ближайшие годы «Метро» будет развиваться экстенсивными методами, никого не должно вводить в заблуждение. Просто финансовые возможности немецкого концерна несопоставимы с возможностями других участников рынка», – утверждает поставщик, представляющий сразу несколько продуктовых брендов.

Первый торговый центр и супермаркет «Рамстор» открылся в Алматы в 1999 году, а на конец 2010 года сеть состоит из 11 магазинов в Алматы, 5 – в Астане, 2 – в Актау и по одному магазину в Караганде, Шымкенте, Уральске и Атырау. Причем 10 из них открыты в 2010 году. Это произошло после того, как тогдашний владелец сети (турецкая компания Koc Holding) продал ее турецкому девелоперу Enka, сделавшему хорошие инвестиции.

В последнее время перед сетью стоит проблема окупаемости торговых площадей. Правда, успешных и неуспешных ритейлеров объединяет одна общая черта: высокие финансовые обязательства и невыплата денег поставщикам. По общему мнению участников рынка, профессионалы лучше справляются с грамотной оценкой своих возможностей, и потому кредиторская задолженность у них не выходит за рамки платежеспособности.

В дальнейшем успешные ритейлеры будут по дешевке скупать неуспешных, тем самым усиливая консолидацию рынка. В результате, избавившись от «лишнего жира», рынок стабилизируется, и обороты ритейла снова вырастут. По данным Андрея Астахова, с середины 2010 года розничный товарооборот начал расти. Об этом же свидетельствует статистика. Согласно данным Агентства РК по статистике, объем розничной торговли за прошлый год увеличился по сравнению с 2009-м на 12,3%, достигнув 3 трлн тенге.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

21.06.2011 • 14:21 1316

Loading...